«Движимый идеями» — под таким слоганом открылась 66-я выставка коммерческого транспорта в Ганновере. Более двух тысяч экспонентов из 50 стран продемонстрировали идеи, которые определят будущее транспорта, логистики и мобильности.
Объемы интернет-коммерции увеличиваются, а центры европейских городов закрывают для неэкологичного транспорта, поэтому лучшим средством для доставки посылок должны стать тихие и бесшумные электромобили.
«На прошлой международной автомобильной выставке в центре нашего внимания находилась сфера перевозок на дальние расстояния. Теперь нашей целью является повышение безопасности и эффективности без выбросов загрязняющих веществ. Чтобы наши города, несмотря на рост численности населения и потребности в транспорте, оставались привлекательными для жизни», — рассказал РБК+ Вольфганг Бернхард — член правления концерна Daimler AD, ответственный за грузовые автомобили и автобусы.
Существующие модели коммерческого транспорта становятся мощнее и одновременно экономичнее — в преддверии новых, более жестких экологических норм Евро-6С. Опции, знакомые по легковым автомобилям, активно внедряются в коммерческий сегмент, что становится всеобщим трендом. Электронные помощники не только снижают усталость водителя, но и являются шагом к будущим системам автономного вождения.
Для современных коммерческих автомобилей важно быть онлайн — европейские компании активно внедряют и разрабатывают платформы по управлению парком, с помощью которых можно отследить мельчайшие параметры, узнать, насколько экономично едет водитель по маршруту, и обучить его передвигаться еще эффективнее.
Концерн Daimler открыл целый магазин мобильных приложений для фирменной телематики FleetBoard, разработанных совместно с крупными игроками грузового рынка, среди которых есть производители шин и надстроек. Приложения предназначены не только для грузовиков Mercedes-Benz, но и для других марок, они позволяют вовремя заметить потерю давления в шине, найти парковку и АЗС с самой выгодной ценой на топливо.
В этом году в Ганновер привезли 330 мировых премьер и более сотни европейских. Впервые участие в выставке приняли китайский BYD и японская Toyota. Единственным автопроизводителем из России, приехавшим в Германию, стала группа ГАЗ. Ее продукция разместилась на открытой площадке среди экзотической спецтехники. Чтобы подчеркнуть статус экзотического производителя из России, ГАЗ угощал гостей стенда красной и черной икрой. Представители российской компании отметили, что им важно познакомить посетителей с новой линейкой Next, практически неизвестной в Европе. Группа имеет планы на европейский рынок и даже прорабатывает вопрос с Евро-6.
Компании по-разному привлекали посетителей на свои стенды. Например, Volkswagen привез весь свой малотоннажный модельный ряд, включая спецверсии вроде скорых и пожарных машин, а также исторические модели. Daimler собрал все свои грузовики с различных рынков, включая тяжелые бразильские VW и американские капотные тягачи.
Легкий коммерческий транспорт
Из полутора миллионов коммерческих автомобилей, проданных в Европе за восемь месяцев этого года, более миллиона пришлось на долю легкого коммерческого сегмента (LCV) полной массой до 3,5 т. Согласно статистике Ассоциации европейских производителей (ACEA), сегмент показывает постоянный рост на протяжении полутора лет, а в августе продажи увеличились сразу на рекордные 35,8%.
Самый простой способ зайти в этот конкурентоспособный сегмент — создать альянс с другими игроками рынка. Подобные кооперации распадаются и возникают снова. Fiat создавал фургон Scudo совместно с концерном PSA, а теперь вошел в союз Renault Nissan и General Motors. Новая модель Talento представляет собой перелицованный Renault Traffic. На основе Traffic построен Opel Vivaro и еще одна новинка Ганновера — Nissan NV300. Все машины выпускаются на одном заводе во Франции и оснащаются турбодизелями объемом 1,6 л в нескольких вариантах форсировки.
В свою очередь, к PSA присоединилась Toyota и добавила к новым Citroën Jumpy и Peugeot Expert фургон ProAce. Франко-японскому семейству малотоннажников не хватило всего 12 баллов, чтобы одержать победу в конкурсе «Фургон года-2017». Первое место досталось Volkswagen Crafter нового поколения, самой яркой премьере Ганновера. Концерн VW создавал машину самостоятельно с нуля, уже без помощи Daimler, и построил для ее производства огромный завод в польском городе Вжесня. Там же будут производить и близнецов Crafter — MAN TGE. Таким образом производитель грузовиков сможет расширить свой модельный ряд и освоить новый сегмент рынка. Экспозиция MAN оказалась скромнее, чем у VW, а размещение и темно-серый окрас нового малотоннажника нельзя было назвать удачными. Тем не менее отбоя от желающих изучить новый TGE в деталях не было.
Новый Crafter стал вместительнее предшественника и способен перевозить больше груза. В переднеприводном варианте объем кузова цельнометаллического фургона достигает 18,4 куб. м. Заднеприводный вариант менее вместителен, но его полная разрешенная масса составляет уже не 3,5, а 5,5 т. Цельнометаллический фургон представлен в трех вариантах длины и трех вариантах высоты. В самой длинной версии он вмещает девять роликовых контейнеров, а в кузов средней длины можно поставить шесть европалет 1,2×0,8 м или четыре с габаритами 1×1,2 м. Помимо цельнометаллического фургона Crafter предлагается в грузопассажирской версии Kombi, а также с одинарной и двойной кабинами и различными вариантами кузовных настроек.
Crafter можно укомплектовать адаптивным круиз-контролем, двух— или трехзонной климатической системой, водительским креслом с амортизацией подушки и функцией массажа, а также различными электронными ассистентами, помогающими парковаться, маневрировать, следящими за разметкой, усталостью водителя и умеющими аварийно тормозить в случае опасности. Двухлитровый турбодизель доступен в нескольких вариантах мощности (от 102 до 177 л.с.) и предлагается либо с шестиступенчатой «механикой», либо с восьмидиапазонным «автоматом». Привод может быть не только на заднюю или переднюю оси, но и полным.
В следующем году VW планирует запустить в серию полностью электрический e-Crafter — прототип машины был также представлен в Ганновере. Он способен перевозить 1,7 т груза, а одной зарядки аккумулятора хватает на 200 км хода. «Жители современных городов все чаще заказывают небольшие посылки через интернет, и поэтому возникла потребность в экологичном и бесшумном электромобиле для их доставки», — рассказал РБК+ председатель правления VW Экхард Шольц.
Свой полностью электрический фургон Daimler планирует представить в 2018 году. В Ганновер немецкий концерн привез смелую фантазию на тему развозного транспорта будущего — Mercedes Vision Van. Этот полностью электрический фургон управляется без педалей с помощью джойстика. Посылки распределяются в специальных стеллажах автоматически, что сокращает время доставки. Курьеру помогают два размещенных на крыше фургона дрона, которые способны доставлять грузы весом до 2 кг в радиусе до 10 км. Неудивительно, что вокруг концепта толпились посетители выставки.
Помимо концептуальных новинок производители малотоннажников привезли в Ганновер новые версии своих существующих машин. Ford, завоевавший в прошлом году первенство в сегменте, решил закрепить успех и оснастил линейку малотоннажников Transit новым экономичным дизелем Eco Blue, шестиступенчатым «автоматом» и модернизированным полным приводом. Каблучок Mercedes-Benz Citan получил роботизированную трансмиссию, внедорожный и спортивный обвесы, а также вариант стайлинга для интерьера. Некоторые новинки должны заинтересовать частных покупателей: минивэн Opel Vivaro Sport в спортивном стиле, VW Multivan PanAmericana c 20-миллиметровым дорожным просветом или Citroën Possl Campster, переоборудованный для путешествий совместно с производителем домов на колесах Possl. Для пущего эффекта к кемперу добавили прицеп с эффектным концептом пляжного кроссовера E-Mehari.
Пикапы
В сегменте европейских пикапов появился новый игрок — Renault Alaskan. Он создан на базе Nissan Navara и оснащается тем же турбодизелем объемом 2,3 л. В Ганновер машину привезли во множестве спецверсий, производители рассчитывают на интерес со стороны госслужб. Nissan, в свою очередь, построил на базе Navara концепт автомобиля для спасателей enGuard. Он оснащен всем необходимым, включая квадрокоптеры, а комплект мощных аккумуляторов позволяет использовать его в качестве мини-электростанции. Концерн FCA в ходе презентации американского коммерческого бренда RAM показал спортивный пикап Ram 1500 Quad Cab Sport с двигателем HEMI объемом 5,7 л, адаптированным для работы на сжиженном газе.
Volkswagen серьезно обновил пикап Amarok. Помимо легкого рестайлинга он обзавелся более комфортными настройками подвески, новым интерьером и мощным трехлитровым турбодизелем V6. В Ганновер также приехала спецверсия пикапа Canyon c 17-дюймовыми дисками и черным матовым обвесом.
Грузовики
Рынок средних и тяжелых грузовиков растет быстрыми темпами. По данным ACEA, количество новых регистраций в среднетоннажном сегменте за восемь месяцев достигло 234 тыс., а в тяжелом — 190 тыс., что на 14,3 и 15,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако исполнительный директор Daimler Trucks Вольфганг Бернхард выразил озабоченность тем, что дальнейший рост может замедлиться из-за выхода Великобритании из Европейского союза и кризисной ситуации с беженцами. Глава Scania Хенрик Хенрикссон, напротив, не видит негативных факторов и прогнозирует, что по итогам года продажи в сегменте достигнут 290–300 тыс. грузовиков.
Через десять лет все грузовики будут подключенными к сети, считает компания Bosch. В Ганновере она продемонстрировала концепт магистрального тягача VisionX. Схожим образом видит будущее европейский лидер Daimler, показавший городской электрогрузовик Urban eTruck, созданный на базе модели Antos. Он почти на две тонны тяжелее обычного дизельного грузовика, но при этом вполне сопоставим с ним по возможностям — Daimler воспользовался тем, что максимальная разрешенная масса для электрогрузовиков увеличена на тонну, и «вписал» Urban eTruck в 26 т. В движение электромобиль приводят два мотор-колеса на средней оси. Каждое развивает по 170 л.с. и 500 Н·м крутящего момента. Запаса литий-ионной батареи хватает на 200 км, а заряжается грузовик за два часа. Внутри футуристичной кабины — вполне обычный интерьер Antos, за исключением дисплея вместо приборной панели и камер вместо боковых зеркал. До серии мерседесовскому грузовику пока далеко.
Электрогрузовик MAN eMobility внешне ничем не отличается от обычного двухосного седельного тягача TGS. Вместо дизельного мотора он оснащен 340-сильным агрегатом. Трех литий-ионных аккумуляторов достаточно, для того чтобы проехать с полной загрузкой до 150 км. Подобные электрогрузовики — часть мановской стратегии eMobility. Их выход на дороги произойдет не ранее 2020 года.
Электрический среднетоннажник Mitsubishi Fuso eCanter, наоборот, готов к выходу на рынок — мелкосерийное производство для Европы, США и Японии начнется уже в следующем году. Его электромотор с отдачей 252 л.с. и 380 Н·м позволяет перевозить до 4,6 т груза на расстояние до 100 км. Специальные станции позволяют заполнить батарею на 80% за полчаса-час. Каждые 10 тыс. км на грузовике обойдутся дешевле на €1000 в сравнении с дизельной машиной. Кроме того, Fuso eCanter на 30% дешевле в обслуживании.
Iveco же сделала ставку не на электричество, а на сжиженный природный газ — 460-сильный мотор ее необычного концепта Z Truck работает на биометане. Тягач расходует топливо очень экономно, в том числе благодаря моторному маслу малой вязкости и шинам с низким сопротивлением качению. Запаса метана в баках должно хватить на 2200 км пути, это на 60% больше, чем у серийного газового грузовика Iveco Stralis NP. Эти километры водитель проведет с комфортом: он может сложить штурвал и доверить дорогу автопилоту, а в просторной кабине нашлось место даже для душа.
Титул «Грузовик года» принадлежит Scania. Грузовики новых серий R и S победили в конкурсе «Грузовик года-2017», обойдя Iveco Stralis NP и XP, а также Mercedes-Benz Actros, недавно получившего новый мотор и системы безопасности. Благодаря электронным помощникам и боковым надувным занавескам улучшилась безопасность тягачей. Если у кабины серии R есть небольшой моторный тоннель, то пол в кабине серии S удалось сделать совершенно плоским, а ее саму — очень просторной. Даже в самой просторной кабине было тесно от наплыва публики. Посетители тянули руку к потолку, изучали мультимедийную систему, пробовали на жесткость матрас.
Другие производители также заявили в Ганновере об уменьшении расхода топлива на своих моделях. Ранее Еврокомиссия сочла темпы внедрения новых технологий, снижающих выбросы вредных веществ, недостаточными. Она провела расследование, по результатам которого выявила признаки картельного сговора между крупнейшими европейскими производителями грузовиков: MAN, Volvo/Renault, Daimler, Iveco и DAF. Выяснилось, что указанные компании на протяжении 14 лет согласовывали между собой цены и сроки введения новых технологий. По итогам расследования фигуранты были оштрафованы на рекордную сумму €2,93 млрд (210 млрд руб.).
Автобусы
Европейский рынок автобусов почти не растет: за восемь месяцев было продано 24 809 единиц, а прибавка в сравнении с прошлым годом составила один процент. Тем не менее автобусный сегмент по части новых технологий обгоняет грузовой. При этом будущее здесь уже наступило. Электрические или гибридные модели представлены практически на всех стендах автобусных марок, включая китайский BYD. Компания MAN планирует запустить электробус в серию до 2020 года. При этом производители не отказываются от двигателей внутреннего сгорания, повышая их эффективность, в том числе и с помощью газового топлива. Дизели все еще актуальны для туристических автобусов, таких, например, как показанный в Ганновере Neoplan TourLiner с роскошным салоном и улучшенной аэродинамикой.
Обычным дизелем комплектуется футуристический автобус-беспилотник FutureBus, представленный концерном Daimler. Он оснащен автономной системой CityPilot с набором радаров и датчиков, построенной на основе дальнобойного автопилота Highway Pilot. Автобус видит пешеходов и способен самостоятельно тормозить перед ними. Он подъезжает к остановкам, закрывает и открывает двери, а водитель вмешивается только в экстренных случаях. Беспилотник успешно прошел проверку в Нидерландах на 20-километровом маршруте, соединяющем аэропорт Схипхол и город Харлем, подтвердив жизнеспособность автономного пассажирского транспорта.
Еще одна мерседесовская новинка Ганновера — Mercedes-Benz Citaro NGT. Автомобиль с 7,7-литровым мотором работает на природном газе или биометане и по выбросам даже с запасом вписывается в нормы Евро-6. Это единственная модель с двигателем внутреннего сгорания, попавшая в финал конкурса «Лучший автобус года». «Мерседесу» в этом году противостояли сплошь электробусы экзотических марок: Solais, Ebusco, Irizar и Van Hool. Победа в итоге досталась польскому Solaris Urbino 12 electric, ставшему первым электрическим автобусом года. Энергию в аккумуляторах здесь можно пополнить всего за несколько минут с помощью специального зарядного устройства на остановке и пантографа на крыше.
Электрические и беспилотные идеи Ганновера не так актуальны для российского рынка — отечественные перевозчики в основном присматриваются к традиционным премьерам автосалона, таким, например, как новый Crafter. VW собирается начать его продажи в начале следующего года. Первое время планируют поставлять моноприводные стандартные версии с низкой крышей. Что касается малотоннажника MAN TGE, то он появится в России в 2020 году.
Генеральный директор «Даймлер Камаз Рус» Хайко Шульце рассказал РБК+, что компания готова поставлять на российский рынок высокотехнологичные решения, если будет запрос со стороны российского клиента. Например, в России можно заказать новый Actros с двигателем Евро-6, новыми системами безопасности и фирменной телематикой, но без автопилота. «Нужны изменения в законодательстве, более развитая инфраструктура и четкая разметка на российских дорогах — без этого беспилотные автомобили не поедут», — посетовал Шульце