20.10.2016

Свердловское правительство предложило пролонгировать транспортный налог еще на три года – до 2019-го ставки и льготы на владение машинами в регионе останутся прежними. Этот налог исторически является самым неоднозначным и проблемным платежом в России.

Каждый год у него самая низкая собираемость, из-за которой региональный минфин регулярно сокращает прогнозы по сборам. В 2015 году прогнозы по транспортному налогу были выполнены на 98,4 % – это практически самый низкий показатель среди всех видов налогов (ниже только сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов).

Согласно бюджету, в 2016 году планируется собрать 1,9 миллиарда рублей, что на 14,5 % ниже уровня 2015 года. При этом недоимка по налогу за последние три года составляла равнозначную сумму – около 2 миллиардов рублей. Как рассказал «УралПолит.Ru» собеседник в региональном минфине, за первое полугодие долг удалось сократить на 14,8 % (273,0 млн рублей). Остается сумма более чем в 1,5 миллиарда рублей. О собираемости в 2016 году говорить пока рано. На 1 сентября, по данным министерства финансов, было собрано только 37,4 % от запланированной суммы (чуть больше 715 миллионов рублей). Но основные платежки будут разосланы в декабре.

Проблема с собираемостью транспортного налога характерна не только для Свердловской области, но для всех регионов России. «До сегодняшнего дня единой базы по транспорту вообще нет. Ни в Свердловской области, ни в России. В налоговых органах числятся одни машины, в ГИБДД – другие. Получается двойной, тройной учет. Например, я в течение года продал автомобиль, а мне налоговая все равно засчитывает налог. Мне надо идти в налоговую и доказывать, что я все заплатил. А другой владелец, наоборот, еще не вошел в систему. Начинается чехарда. Раньше было просто: человек готовится продать машину, приносит справку из налоговой о том, что долга нет. Но налоговое законодательство изменили, эту норму убрали. А добавить ее на региональном уровне мы не имеем права. Это главная причина», – рассказал «УралПолит.Ru» глава бюджетного комитета свердловского заксобрания Владимир Терешков.

Из-за двойных квитанций в 2014 году правительство даже простило уральцам 541 миллион долга по этому налогу. «Данный законопроект позволит нам снять розовые очки, поскольку мы не истребуем эти долги никогда», – пояснил тогда министр экономики Дмитрий Ноженко.

Владимир Терешков отметил, что решение этой проблемы обсуждалось уже не раз. В 2017 году депутаты будут снова обращаться с предложением изменить налоговое законодательство в ФНС или в Госдуму.

Глава бюджетного комитета также пояснил, почему в этот раз налог не будет снижен, в отличие от 2012 и 2013 годов. «Тогда мы сокращали по 10 %. Но теперь, понимая, что федерация не будет отменять транспортный налог, мы приостановили поэтапное снижение. У нас и сейчас ставки низкие», – отметил Терешков.

Действительно, в Свердловской области транспортный налог считается одним из самых гуманных. Это единственный из регионов УрФО, где в 2011 году были отменены выплаты для владельцев машин мощностью меньше 100 лошадиных сил – сейчас в эту категорию попадает 61 % автопарка Свердловской области – 1,2 миллиона автомобилей из 1,9 миллиона. Бюджет теряет 289,1 миллиона рублей. На Среднем Урале также сохраняются самые низкие тарифы, по сравнению с другими регионами УрФО.

Об отмене транспортного налога в регионе говорят уже который раз. В декабре прошлого года на митинге против системы «Платон» отмены транспортного налога требовали дальнобойщики. В 2013 году его предлагал отменить депутат заксобрания Дмитрий Ионин. Отмена транспортного налога была одним из пунктов предвыборной программы «Справедливой России».

«Это нечестно, что регионы кидают решение на Москву. Транспортный налог сам не совсем честный. Когда вводили акцизы на бензин, обещали постепенно снижать и отменить транспортный налог. Теперь акцизы перекрывают его в пять раз, но до сих пор ничего не отменили. С нас дважды берут одно и то же. Кроме того, этот налог довольно сложен в администрировании – необходимо вести работу с должниками, взаимодействовать с налоговика и ГИБДД», – рассказал «УралПолит.Ru» депутат Дмитрий Ионин.

То, что налог не повысили, по мнению Ионина, это уже хорошо, потому что «были горячие головы, которые предлагали его увеличить». В прошлом году во время согласительных процедур главы Нижней Салды и Кировграда выступали за то, чтобы снова заставить платить владельцев машин мощностью меньше 100 л. с. Кроме того, у депутата есть своя версия, почему пошлина так плохо собирается.

«Люди понимают, что это несправедливо. Об отмене налога есть общественный запрос со стороны автомобилистов, они обращаются к нам с жалобами на транспортный налог. В регионе закрыли глаза на проблему, кивают на то, что скажет Москва», – заявил Дмитрий Ионин. В этой сессии депутат снова собирается выступать против налога.

УралПолит.ru

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики