Крупнейший российский производитель грузовиков «КамАЗ» выпустил на рынок новую модель в сегменте среднетоннажных грузовиков максимальной полной массой 11,9 тонн, информация об этом появилась в разделе «Новинки» на официальном сайте производителя. «Перевозка без оплаты по системе «Платон»», — говорится в кратком описании модели двухосного грузовика KAMAZ-4308-3022-C4 на сайте «КамАЗа».
В пресс-службе завода Gudok.ru подтвердили, что продажи этой модели открыты в ноябре, новый российский грузовик разработан после введения в действие закона о сборах в систему «Платон», который обязывает владельцев грузовиков полной массой 12 тонн и выше оплачивать проезд по федеральным трассам. Как рассказал Gudok.ru руководитель пресс-центра «КамАЗа» Олег Афанасьев, в компании изучили потребности перевозчиков и пришли к выводу, что часть клиентов будет «пересаживаться» с большегрузных на среднетоннажные автомобили.
По его словам, новая модификация создана на базе существующей модели KAMAZ-4308 путем инженерных доработок. «Мы пришли к необходимости доработки этой модели, и вот ее выводим сейчас на рынок», — сказал Gudok.ru Олег Афанасьев, добавив, что, в частности, за счет применения новых материалов уменьшена масса грузовика.
Как выяснил Gudok.ru, другие отечественные производители грузовых автомобилей тоже готовят предложение рынку в сегменте «без «Платона»». В пресс-службе «Группы ГАЗ» Gudok.ru рассказали, что работают над созданием модели с полной массой чуть менее 12 тонн, но не смогли назвать срок ее выпуска на рынок. Сейчас максимальная масса грузовых автомобилей в линейке нижегородского завода у «Газона Next» — 8,7 тонн. По данным аналитического агентства «Автостат», эта модель по итогам девяти первых месяцев 2016 года занимает 9% российского рынка. За январь-сентябрь продано 2,1 тыс. машин, что на 49,4% больше, чем годом ранее.
На ГАЗе пока не готовы поделиться прогнозами продаж в этом новом для отечественного автопрома сегменте. На «КамАЗе», впрочем, тоже воздерживаются раскрывать точные маркетинговые расчеты. «Это больше, чем «газель», но меньше, чем грузовик, — поясняет рыночную «нишу» новой модели Олег Афанасьев. — Контейнер на нее никак не поставишь, но поверх платформы можно устанавливать все, что угодно. Например, простой кузов или холодильник, — все, что пожелает клиент».
Между тем, потенциальные покупатели грузовиков, опрошенные Gudok.ru, пока очень осторожно относятся к вопросу инвестиций в приобретение подвижного состава полной массой 11,9 тонн. Чем ниже грузоподъемность грузовика, тем выше себестоимость перевозки и меньше прибыль у перевозчика, поэтому использование «новинки» будет возможно только в отдельных сегментах грузоперевозок.
В транспортной компании «Деловые линии» Gudok.ru пояснили, что «грузовые автомобили полной массой до 12 тонн целесообразно использовать только в узких сегментах, например, для перевозки объемных, но не тяжелых грузов или для перевозки на короткие дистанции». В компании считают, что ниша внутригородских перевозок уже занята несколькими поставщиками малого коммерческого транспорта. «Такие машины, как правило, имеют вместимость 40—60 кубических метров и грузоподъемность до 10 тонн, — рассказал Gudok.ru директор управления по экспедиторской деятельности «Деловых линий» Михаил Петров. — Для города этого достаточно, а на междугородних перевозках эти машины не интересны, так как уменьшение веса перевозимого за один рейс груза будет оказывать значительное давление на маржинальность перевозки».
В транспортно-логистической компании DPD тоже обращают внимание на «нишевый» характер новой продукции автопроизводителей с полной массой, близкой к 12 тоннам. По словам начальника управления организации грузовых перевозок по России Сергея Власова, компания пока не рассматривает возможность приобретения таких машин. Собственный парк DPD, в основном, состоит из грузовиков с меньшей полной массой и занят на перевозках посылок и развозе грузов в городской черте, тогда как сборы «Платона» касаются магистральных автоперевозчиков, которые перевозят грузы между городами по федеральным трассам, пояснил он.
Еще один крупный автоперевозчик – компания «ПЭК» — уже некоторое время рассматривает приобретение грузовиков массой чуть менее 12 тонн, но окончательное решение об инвестициях в новый подвижной состав пока не принято, рассказал Gudok.ru генеральный директор «Авто-ПЭК», транспортного подразделения логистической компании «ПЭК» Дмитрий Иевлев. По его словам, подобные модели представлены иностранными производителями – например, IVECO, Merсedes, и «хорошо, что «КамАЗ» тоже разработал такую модель».
Он пояснил, что среднетоннажный грузовик массой, близкой к 12 тоннам, может быть интересен перевозчику в случае, если эксплуатировать его с прицепом (согласно законодательству, прицеп является отдельным транспортным средством, и если его масса также не превышает положенные 12 тонн, то сборы в «Платон» с такого автопоезда не уплачиваются – Gudok.ru).
«В этом случае мы видим некоторый эффект. Но прицепы сегодня дороговаты и эксплуатация грузовиков с прицепами имеет ряд дополнительных технологических сложностей, поэтому мы пока их не приобретаем», – добавил он.
Впрочем, интерес у автоперевозчиков к «11-тонникам» может резко возрасти после увеличения тарифов «Платона». «Учитывая то, что вес и объем груза будет все-таки меньше, чем у крупнотоннажного грузовика, и если к нему еще прицепить прицеп, то нынешние сборы в «Платон» на уровне 1,53 руб./км оказываются не слишком высокими, – поделился с Gudok.ru расчетами «ПЭК» Дмитрий Иевлев. — Но если тариф увеличится, как это планируется, в два раза, то эти машины станут реально интересными, и мы активнее начнем смотреть в эту сторону».
В начале ноября Министерство транспорта РФ вынесло на общественное обсуждение вопрос о возможности изменения льготного коэффициента, временно применяемого к размеру платы системы «Платон». С 1 февраля будущего года Минтранс РФ предлагает увеличить тариф до 2,61 рубля, а с 1 июня — до 3,06 рубля за 1 км пробега.
Тем не менее, опрошенные Gudok.ru автоперевозчики опасаются того, что государство снова может изменить «правила игры» на рынке грузоперевозок.
В случае, если законодательство в будущем расширит действие «Платона» на грузовики с массой 10-11 тонн, то инвестиции перевозчиков окажутся бессмысленными и обернутся значительными убытками.
На чем основано такое недоверие к государству, перевозчики пояснить Gudok.ru не смогли, подтверждая при этом, что никакой официальной информации о возможности подобного решения в последнее время не появлялось.
Более того, еще год назад Минтранс РФ распространил официальное заявление, согласно которому введение сборов за проезд среднетоннажных грузовиков признано нецелесообразным. «Проработка вопроса о взимании платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу от 3,5 до 12 тонн, с учетом социально-экономических последствий такого решения показала, что внедрение системы взимания платы за пользование федеральными трассами в отношении грузовиков с разрешенной максимальной массой менее 12 тонн не имеет оснований», — сообщило «РИА «Новости» в декабре прошлого года со ссылкой на официальный комментарий пресс-службы Минтранса.
Возможность перераспределения спроса на грузовики в пользу среднетоннажных машин анонсировалась властями еще накануне запуска системы сбора платы «Платон» год назад. Пресс-служба Росавтодора распространила справку о том, что рынок перевозок грузов автомобилями массой свыше 12 тонн «перенасыщен из-за того, что в последние 15-20 лет этот вид бизнеса в нашей стране считался одним из самых рентабельных». Поэтому, полагали тогда в ведомстве, «часть логистов откажется от фур, сменив их на более мелкие машины», поскольку «один «КамАЗ» можно заменить двенадцатью «ГАЗелями», говорилось в материалах Росавтодора.
На просьбу Gudok.ru подкрепить это предположение расчетами в Росавтодоре ответили, что прогнозы о переходе на малотоннажные машины давать сложно, не исключив при этом, что использовать малотоннажные автомобили может оказаться «еще менее выгодно, чем действовать по условиям системы взимания платы» с использованием тяжелых грузовиков.
12-тонный порог полной массы грузового автомобиля в привязке к плате за проезд по автодорогам определенных категорий начал применяться и широко используется сейчас в странах Европы, а по некоторым европейским дорогам проезд большегрузным автомобилям запрещен. Поэтому уже в начале 2000-х целый ряд предприятий зарубежного автопрома разработали соответствующие модели грузовых автомобилей полной массой 11,99 тонн, не подпадающих под весовые ограничения дорожного законодательства.