Контролировать сбор средств с тяжеловесных автомобилей при помощи системы «Платон» с 2017 года готовится Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). К ведомству может перейти часть функционала ГИБДД — на основе фото- и видеофиксации в рамках системы Ространснадзор будет выписывать штрафы за неоплаченный проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей массой свыше 12 т. Эксперты считают такое распределение ответственности логичным.
Переход контролирующей функции в отношении системы «Платон» к структуре Министерства транспорта — Ространснадзору — будет обеспечен необходимой нормативной базой.
— Соответствующий законопроект успешно прошел стадию общественных обсуждений, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минтранса.
Для министерства передача функций Ространснадзору будет означать прежде всего упрощение системы учета нарушителей.
В настоящее время постановления об административной ответственности за уклонение от уплаты в систему «Платон» на основе данных фото- и видеофиксации выносит ГИБДД. Ространснадзор наделен полномочиями штрафовать водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, которые не внесли плату, и контролировать соблюдение законодательства со стороны российских перевозчиков на всех федеральных автодорогах страны.
Штраф за неуплату сбора в системе «Платон» составляет 5 тыс. рублей, за повторное нарушение плата удваивается до 10 тыс. рублей.
За год работы в России новой системы, которая обеспечивает приток дополнительных средств на ремонт и содержание российских автодорог, Ространснадзор активно использовал доступные ему механизмы работы. По информации Ространснадзора, совокупная сумма штрафов, которые ведомству удалось взыскать с нарушителей, составила 33 млн рублей.
По словам президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, можно констатировать, что сейчас контроль за сбором штрафов со стороны ГИБДД выполняется не в полной мере.
— Представитель РТИТС «РТ-Инвест Транспортные системы» (оператор системы «Платон». — «Известия») сообщал, что они выгружают ГИБДД большое количество зафиксированных нарушений, но количество выставленных в итоге штрафов значительно меньше, — рассказал Владимир Матягин.
— В 2015 году Росавтодор сообщил, что в системе зарегистрировано 350 тыс. автомобилей. В этом году — уже 760 тыс. При этом в прошлом году в качестве платы за проезд с перевозчиков собиралось по 40 млн рублей в день, а сейчас, с учетом двукратного увеличения парка автомобилей, собираемость в среднем составляет 50 млн в день.
Это говорит о том, что штрафы не выставляются, люди уходят от ответственности и игнорируют систему, — уверен эксперт.
Инициативу с передачей контроля над системой «Платон» Ространснадзору Владимир Матягин оценивает положительно — многое, по его словам, будет зависеть от организации процесса передачи данных и оптимизации работы.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин отметил, что переход контрольной функции в отношении системы «Платон» к Ространснадзору будет сопровождаться большим объемом работы по корректировке массы административных регламентов и положений. Кроме того, возможность применять штрафные санкции обусловлена массой юридических тонкостей и предусматривает большую юридическую работу, добавил эксперт.
— Это логичный необходимый шаг, который будет и в пользу коллег из МВД. Ведь на Министерство внутренних дел возложены надзорные полномочия в сфере безопасности дорожного движения. А если нарушение с безопасностью дорожного движения не связано, ПДД не нарушены, всё сделано правильно и не оплачены только километры — какое это вообще имеет отношение к МВД? — сказал Михаил Блинкин, напомнив, что ситуацию усугубляет и острая нехватка персонала в ГИБДД за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
— У МВД и Ространснадзора разные полномочия — одни отвечают за безопасность, а другие — за соблюдением правил игры в транспортном бизнесе. Рано или поздно это надо было привести в порядок, — уверен Блинкин.
Грузоперевозчики считают, что полноценный контроль создаст равные условия для всех участников рынка. Вице-президент «Российского автотранспортного союза» Валерий Алексеев пояснил, что довольно часто перевозчики для экономии средств используют отмену ранее оформленных маршрутных карт, в случае если водитель не встретил по пути движения автомобиль мобильного контроля, что порождает создание условий недобросовестной конкуренции.
— В свое время оператор предложил на выбор перевозчикам использование маршрутных карт или бортовых устройств. Практика использования показала преимущества и удобства использования бортовых устройств при планировании перевозок. Тем более что бортовые устройства выдаются бесплатно. Поэтому использование маршрутных карт должно происходить только в исключительных случаях, когда бортовое устройство неисправно или еще не получено у оператора, — пояснил Алексеев.
Система «Платон» работает на сети федеральных автодорог с 15 ноября прошлого года. Разработчиками проекта ее создания выступили Минтранс и Росавтодор. Система позволяет государству взимать плату за проезд по трассам грузовиков массой свыше 12 т. Средства, собранные с владельцев 12-тонников, направлены уже в первый год работы системы на ремонт дорог и строительство мостов.
Оператором системы по решению правительства стала компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). В зоне ее ответственности — создание, содержание, эксплуатация и модернизация системы.
Сейчас тариф в системе «Платон» составляет 1,53 рубля за километр. Ранее Минтранс предложил с февраля 2017 года повысить его до 2,61 рубля за километр, а с июня — до 3,06 рубля за километр. Таким образом, система по взиманию платы с большегрузных фур «Платон» с учетом двухэтапного повышения тарифа может собрать около 33 млрд рублей в 2017 году.
<a href=»http://www.izvestia.ru/news/645792″>Известия</a>