О результатах первого года работы системы «Платон» в интервью «Коммерсантъ»BUSINESS GUIDE рассказал начальник ФКУ «Дороги России» Иван Григорович.
BUSINESS GUIDE: Как вы оцениваете итоги первого года работы «Платона»?
Иван Григорович: Я бы охарактеризовал этот год как успешный. «Платон» состоялся — это свершившийся факт. Это самая масштабная система взимания платы по охвату территории и единственная в мире, построенная на открытых кодах. Сейчас мы идем в плановом режиме и достигаем тех показателей, которые планировали.
BG: С введением системы планировалось получение дополнительных средств около 40 млрд руб. в год. Скажите, пожалуйста, какая сумма собрана?
Иван Григорович: Дело в том, что озвученная сумма рассчитывалась исходя из тарифа 3,06 руб./км. Однако было принято решение ввести льготный период для пользователей, и эту ставку снизили наполовину — до 1,53 руб./км. Соответственно, в два раза уменьшились и поступления. В конце текущего календарного года сумма сборов приблизится к 20 млрд руб. То есть наши расчеты при создании системы фактически попали в «десятку».
BG: Сумма внушительная, на что пошли эти средства?
Иван Григорович: Правительство посчитало возможным с учетом прогнозных сборов выделить на дорожные работы в этом году сумму, даже превышающую сборы,— 22,9 млрд руб. на ремонт дорог, строительство и ремонт мостов и путепроводов. Это деньги от системы «Платон» с учетом поступлений за 2016 год и первые месяцы следующего сезона. В результате уже отремонтировано более 1 тыс. км самых проблемных дорог в регионах. Идет строительство и ремонт 31 моста и путепровода. За счет сборов системы «Платон» до конца 2017 года отремонтируют 24 аварийных мостовых перехода и путепровода в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Бурятии, Краснодарском и Алтайском краях.
BG: Каков алгоритм расходования поступивших средств по системе «Платон»?
Иван Григорович: Дорожный фонд — это котел, в который попадают средства из разных источников. Это прямые перечисления из федерального бюджета, средства от акцизов и т. д. Сейчас в этот котел также поступают деньги, собранные системой «Платон». Деньги от сборов «окрашены» и могут идти только на дорожные проекты. Расчеты же с концессионером ведутся по другим статьям бюджета. Поэтому конкретно дорожная отрасль в любом случае выигрывает. В первый год правительство решило направить полученные средства на ремонт самых проблемных дорог в регионах, а также на строительство и ремонт особо важных мостов, которые позволят снять ограничения на развитие транспортной инфраструктуры. В следующем году средства от сборов предполагается направлять на региональные дорожные проекты, реализуемые по схеме государственно-частного партнерства.
BG: Когда запускается новый проект, всегда возникают некие сложности. Даже стиральную машину дома ставишь — все равно нужно слегка пододвинуть или выставить по уровню. Были ли выявлены недостатки работы системы «Платон» в процессе эксплуатации?
Иван Григорович: Система была запущена в рекордно короткие сроки, что уже можно считать своеобразным рекордом. С поставленной задачей, я считаю, справились если не на «пять», то на «четыре с плюсом» точно. Основная сложность была в том, что многие перевозчики до последнего не верили, что система заработает. Оператор с лета 2015 года предлагал компаниям зарегистрироваться, подать необходимые документы, ознакомиться с нюансами работы, получить бортовое устройство. Увы, все ринулись в самый последний момент — в результате в центрах обслуживания пользователей в первые дни возникли очереди. Поэтому, к сожалению, изначально возникло негативное восприятие «Платона». Для совместного решения с перевозчиками всех острых вопросов при Минтрансе была организована рабочая группа, в рамках которой были выработаны меры по снижению штрафов за нарушения, введению постоплаты, созданию удобных дополнительных сервисов для пользователей. Кроме того, перевозчики были освобождены от уплаты транспортного налога (на суммы выплат в системе «Платон»). В первую неделю после запуска многие офисы «Платона» работали в круглосуточном режиме, набирали дополнительных людей. Сейчас ажиотаж спал. Вы можете заехать в любой центр и убедиться, что в основном туда приезжают, если купили новую машину либо сняли с учета старую. Остальные вопросы клиенты решают удаленно через личный кабинет на сайте.
BG: Какую статистику может получать перевозчик от «Платона»?
Иван Григорович: В личном кабинете видны все автомобили собственника, движение денег по счету. Видно, сколько километров по федеральным дорогам проехал автомобиль, где он останавливался и на какое время. Я много встречаюсь с перевозчиками и вижу, что для некоторых из них такая аналитика оказалась очень полезной. Наш пользователь имеет возможность просмотреть отчеты о маршрутах своих автомобилей, и «Платон» выступает в роли системы контроля. Запуск системы «Платон» стал катализатором назревших перемен в системе грузоперевозок. Рынок обеляется, и добросовестным перевозчикам легче работать. До введения «Платона» часть перевозчиков не уплачивали налоги, не соблюдали режимы труда и отдыха водителей, требования технического обслуживания автомобилей. «Платон» же вывел весь этот серый сегмент на поверхность. Люди это понимают и начинают работать честно. Либо уходят с этого рынка.
BG: Что из себя представляет бортовое устройство?
Иван Григорович: Это прибор, в котором есть датчики ГЛОНАСС и GPS, а также установлена сим-карта сотовой связи, посредством которой передается информация. Бортовое устройство получают бесплатно, иностранцы вносят залог. В случае поломки меняют, если же есть физические повреждения, то его нужно оплатить — около 8 тыс. руб. Некоторые водители сетуют на то, что в машине слишком много приборов — это и тахограф, и навигатор, и другие системы телеметрии. В этом направлении есть перспективы для развития бизнеса. В ноябре были утверждены требования к сторонним бортовым устройствам, разрешенным к применению в системе «Платон». Эксплуатация сторонних бортовых устройств становится возможна после тестирования на предмет соответствия требованиям системы взимания платы в течение 30 дней. Одобренные к использованию устройства вносятся в соответствующий реестр на сайте оператора системы. Производители могут совмещать их с другими видами оборудования и предоставлять пользователям удобный продукт, который совмещал бы в себе функционал сразу нескольких устройств.
BG: Пользоваться бортовым устройством удобно, тем более платить за него не надо. Из каких соображений берут маршрутные карты?
Иван Григорович: Есть машины, которые постоянно ездят по одному пути, например лесовоз. У нас был комичный случай, когда сотрудник компании получил десять устройств, включил все и поехал с ними. Накатал на приличную сумму, но разобрались — плату отменили. Есть автомобили, у которых поездки по федеральным трассам редки. Например, машина все время работает в поле, а раз в месяц ездит на элеватор. Гораздо проще по интернету оформить для этого маршрутную карту. BG: Тариф «Платона» составляет 1,53 руб. за километр, будет ли он меняться? Иван Григорович: Напомню, что тариф был снижен по просьбам бизнес-сообщества, чтобы дать грузоперевозчикам время для адаптации к требованиям законодательства. В результате удалось не допустить повышения цен из-за спекуляций во время ввода системы: при включении в тариф на перевозку платы за ущерб дорогам изменение стоимости товаров не превысило доли процента — нескольких копеек в цене пакета молока или килограмма овощей. Теперь поэтапный возврат к изначальному тарифу (3,06 руб./км) необходим для реализации запланированной программы развития дорожной сети. Это позволит расширить список регионов, которые с 2017 года получат деньги на ремонт и строительство дорог, а также мостов и путепроводов.
BG: Планируется ли расширять действие системы на грузовики с меньшей массой?
Иван Григорович: В настоящее время поручений от правительства или Минтранса о каких-либо изменениях мы не получали. BG: Сколько сейчас машин зарегистрировано в «Платоне»?
Иван Григорович: На данный момент более 773 тыс. российских и 118 тыс. большегрузов иностранных перевозчиков. По данным статистики, из числа зарегистрированных в России автомобилей массой свыше 12 тонн не более 1 млн грузовиков выезжают на федеральные трассы, остальные перевозчики осуществляют доставку грузов исключительно внутри региональной и местной дорожной сети (например, перевозку товаров между складами или торговыми точками). Кроме того, значительная доля автомобилей из числа потенциальных пользователей системы освобождена от внесения платы при проезде на федеральных трассах (транспортные средства для перевозки людей, военная техника, машины пожарной охраны, полиции, медицинской помощи, аварийно-спасательных служб). Также следует учитывать, что на учете в ГИБДД остается значительное количество транспортных средств, которые по техническим причинам уже являются непригодными к эксплуатации. В связи с этим процент охвата «реального» рынка системой «Платон» уже на сегодняшний день может превышать 80% целевой аудитории.
BG: Нарушители платят штрафы?
Иван Григорович: Да, если зафиксированы нарушения, то платят. Система разворачивается от центра к периферии, количество рамок контроля увеличивается. Сейчас работают 100 мобильных комплексов и 194 автоматические рамки. К следующему лету количество рамок стационарного контроля будет увеличено уже до 491 конструкции. С их помощью мы будем полностью контролировать все грузоперевозки по федеральным трассам России. Информация обо всех нарушениях сейчас в автоматическом режиме передается в ГИБДД, но из-за отсутствия там централизованной системы обработки таких данных мы не видим сегодня единой статистики по стране о вынесенных административных делах. Поэтому сейчас решается вопрос о передаче функции наложения штрафа за данное нарушение от МВД к Ространснадзору. Необходимо принять целый пакет документов: изменения в КоАП и положениях о транспортном надзоре, межведомственных регламентах. Я думаю, что к лету следующего года это будет реализовано — «письма счастья» за нарушение правил проезда 12-тонного транспорта по федеральным трассам будут неотвратимы, как в случае со штрафами за превышение скорости, которые также фиксирует автоматика.
BG: «Платон» показывает, где идут фуры, сколько и с какой скоростью. Наглядно видны узкие горлышки. Появилась возможность в масштабе страны еще более комплексно подходить к организации движения. Так ли это?
Иван Григорович: Первые полтора-два месяца народ привыкал к системе. Кроме того, в перевозках есть определенная сезонность, которая также требует анализа. Я думаю, что более или менее реальную картину мы получим в конце 2017 года, когда сравним второе полугодие 2016-го с аналогичным периодом 2017-го. Будем ее анализировать. Хотя уже сейчас очевидно, что изменения в плане реконструкции действующей дорожной сети нужны. Например, из Кургана в Смоленск можно проехать только через Москву. Отсюда повышенная загрузка дорог. Мы планируем развивать матричную структуру дорог, прорабатываем альтернативные пути.
BG: Кто больше всех «наездил» в системе «Платон» за первый год ее работы?
Иван Григорович: Значительный пробег по федеральным трассам у профессиональных логистических компаний и крупных ритейлеров. Очень эффективное использование транспорта демонстрируют нефтеперерабатывающие предприятия, большегрузы которых проходят по 25 тыс. км в месяц.
BG: Могут ли обратиться в Росавтодор коммерческие организации для получения информации по загрузке дорог, количеству перевозчиков? Это может пригодиться при подготовке бизнес-планов.
Иван Григорович: Такие вопросы возникают, но пока решение о том, на каких условиях будет предоставляться данная информация, не принято. В перспективе система «Платон» может быть полезна, к примеру, для развития «умного» страхования, когда для определения индивидуального тарифа компания учитывает информацию о поведении водителя на дороге.