Владимир Путин поручил учесть интересы малого бизнеса при повышении тарифов «Платона». Это заявление прозвучало сразу после того, как видеоролик с критикой системы собрал более миллиона просмотров в интернете. Дальнобойщик Юрий Бубнов, раскритиковавший плату за проезд, рассказал, чего хотят дальнобойщики России.
5 декабря во время обсуждения проекта постановления правительства о повышении тарифов «Платона» в Общественной палате дальнобойщик Юрий Бубнов, несмотря на протест модератора, взял слово и во всеуслышание раскритиковал систему взимания платы с большегрузов за проезд по федеральным трассам. Ролик с его выступлением попал в интернет и сразу набрал популярность: в социальных сетях и на YouTube видео посмотрели свыше миллиона человек.
Юрий Бубнов не сказал ничего нового: о незаконности сбора, «вранье Росавтодора и Минтранса» дальнобойщики, борющиеся с системой «Платон» говорят уже год. Он напомнил, что перевозчики уже и так платят за строительство и ремонт дорог – через акциз на топливо и транспортный налог. А также предложил «поменьше воровать», заметив, что расходы на содержание «Платона» – около 25 миллиардов в год, и это при собираемости в 17 миллиардов в год.
– Транспортный налог – это сущие копейки, а акциз мы платим ежедневно, это большая сумма. Я сейчас еду круг, который в общей сложности составит тысячу километров. На 100 километров уходит 30 литров солярки, то есть я должен буду купить 300 литров солярки. В каждом литре солярки – 8 рублей акциза, 300 умножаем на 8, получается 2400 рублей – столько я плачу за акциз. Если умножить на 120 тысяч километров в год, то получается довольно внушительная сумма. За каждый километр пройденного пути мы платим 2,4 рубля за акциз. К этому хотят ещё прибавить 3,06 рубля с километра за «Платон», – пояснил в комментарии ПРОВЭДу Юрий Бубнов.
– Сбор с «Платона» не идёт в государство. На данный момент больше половины забирает концессионер. Получается, что нагрузка на бизнес легла, а толку от этой нагрузки никакого нет, – добавил дальнобойщик.
Подачки от Путина
Реакция властей оказалась быстрой. 8 декабря, на заседании президентского Совета по правам человека, Владимир Путин сказал, что необходимо «поддержать малый бизнес», когда речь зашла о повышении тарифов на проезд грузовиков по федеральным трассам. Глава Минтранса РФ Максим Соколов моментально отреагировал, заявив, что поручение президента об учёте интересов МСП «будет выполнено в полном объёме». Почему раньше в министерстве транспорта не подумали о рисках для малого бизнеса при увеличении сбора за проезд, можно только догадываться.
Идёт ли речь о сохранении льготного размера платы для малого и среднего бизнеса или о чём-то другом, пока неизвестно. Так или иначе, всё это – полумеры, и они недостаточны, считает Юрий Бубнов.
– Вы знаете, у нас Путин говорит одно, а делает – другое, поэтому я не думаю, что что-то будет учтено и что-то будет сделано. Мы-то будем бороться до конца, до полной отмены этого зверя, – сказал дальнобойщик.
По словам Юрия Бубнова, дальнобойщики готовы к диалогу с властью, но не о том, насколько повышать тариф, а том – какую нагрузку убрать: «Платон» или акциз на топливо.
– Власти пообещали создать рабочую группу, но мы не знаем, чего будет добиваться эта рабочая группа и о чём говорить. Если будут разговоры о том, повышать или не повышать ставку «Платона», то мы в корне с этим не согласны. Мы выступаем за то, чтобы было убрано что-то одно – акциз на топливо или «Платон», – сказал дальнобойщик, отметив, что государству должно быть предпочтительнее первое, поскольку, акциз – это гарантированный сбор (при покупке топлива) в отличие от платы в рамках системы «Платон», которую многие перевозчики игнорируют.
Но в случае, если «Платон» останется, сбор должен быть дифференцирован, добавил он: «Если моя машина весит 14 тонн, а рядом едет грузовик, который весит 44 тонны, мы не можем, по справедливости, платить одинаково». При этом он отметил, что вариант с льготной ставкой только для малого и среднего бизнеса не считает справедливым, поскольку это привело бы к нездоровой конкуренции на рынке грузоперевозок, который и так лихорадит.
– Когда мы в прошлом году вышли с протестами, наш протест был направлен не только против «Платона». «Платон» стал последней каплей терпения дальнобойщиков, которым каждый год что-то добавляют. То акцизы, то тахографы, то «путёвки», сейчас вот весовой контроль ужесточают. Плюс ещё мы должны платить за то, что выезжаем на дорогу, – сказал Юрий Бубнов.
– Представьте, вы приходите на работу, а вам говорят: «Платите деньги за вход», – это равносильно «Платону», – добавил дальнобойщик.
Напомним, система взимания платы за проезд по федеральным трассам с грузовиков весом более 12 тонн действует в России с 15 ноября 2015 года.
В данный момент плата составляет 1,53 рубля за километр. Ранее сообщалось, что с 1 февраля 2017 года его планируют увеличить до 2,61 рубля за километр, с 1 июня 2017 года – до 3,06 рубля.