14.12.2016

Такого в мире нет нигде, но задумали в России: Минтранс РФ прорабатывает вопрос о введении платы с перевозчиков за пересечение границы. Собранные средства предлагается направить на ремонт и обустройство пунктов досмотра. Транспортный бизнес не понял, почему с него хотят собирать за инфраструктуру, находящуюся на балансе государства, и готовится к очередному повышению издержек.

Граница ну рубле
Инициатива Минтранса пока не оформлена в законопроект и проходит стадию согласований, однако уже вызвала резонанс. В СМИ сначала сообщали, что плату за пересечение границы хотят брать со всех автомобилизированных россиян, включая физлиц. Однако позже Минтранс все же объяснил, что мишень готовящихся поправок — только коммерческий сектор. Которому от этого, конечно, не легче.
Согласно озвученным в прессе предложениям, с автомобилей будут взимать плату в зависимости от их категории, а с железнодорожных составов — за тонну груза. При этом для сбора платы может быть создан единый оператор по аналогии с наделавшей шума системой «Платон». Для чего, кстати, будет использована его инфраструктура.
Отметим, что еще летом в Минтрансе хотели улучшать пункты пропуска на границах за счет других источников. А именно, говорили о совместном с бизнесом обустройстве на приграничных территориях предприятий. Доходы от такого сотрудничества как раз и предлагалось использовать для организации досмотровых пунктов. Возможно, этот вариант не прошел, и министерству пришлось сменить тактику.
Напомним, что Конституционный суд отказался признавать платежи в рамках «Платона» видом налога или сбора. Это дало простор для творчества чиновников придумывать новые платежи, которые тоже можно будет вводить, не нарушая запрет президента повышать налоговую нагрузку в ближайшие три года.
И если плата в систему «Платон» — компенсация за порчу грузовиками дорог, то готовящийся сбор за проезд через границу — компенсация за то, что из-за обилия фур границы переполнены.
Сам Минтранс в официальных комментариях объясняет необходимость модернизации пунктов пропуска заботой о гражданах: им надо создать условия для быстрого и комфортного пересечения границы, избавить от стояния в очередях и сократить время простоя транспортных средств. Вопрос прорабатывается по итогам заседания августовской Государственной пограничной комиссии, сказали в транспортном ведомстве. Отмечается, что сегодня из 314 действующих пунктов пропуска не более 20 % оснащены по современным нормативам.
Решать вопрос предполагается не только путем введения платы за пересечение границы. Готовится целый комплекс мер: введение электронных очередей на границе, Duty Free, организация разного рода сервиса (банкоматов, капсульных гостиниц, аптек и т. п.). Все это, считают в министерстве, поможет привлечь дополнительные средства, которые пойдут на усовершенствование самих пограничных пунктов. Всего на это ему нужно 250 млрд руб. И это расчеты только для мест наибольшего скопления транспорта.
В условиях дефицита бюджета без дополнительных источников финансирования задуманное сделать нереально, признают в министерстве. Однако введение платы за пересечение границы все же вопрос на перспективу, пояснили в Минтрансе. В ведомстве обещали, что вопрос будет тщательно прорабатываться и обсуждаться, прежде чем попадет на утверждение в правительство.
«Дойдет до турникетов у подъездов»
Мало кто спорит, что обустраивать пункты пропуска надо. Кое-где автомобилисты ночуют за рулем. Причем отвлечься и отдохнуть невозможно, так как поток движется, не переставая, к зоне проверки и досмотра.
Но есть и другая сторона медали. Перевозчиков и так «нагрузили», так что идея новой «удавки» их не привлекает. Ведь увеличение затрат со всеми вытекающими последствиями неизбежно.
«Безусловно, определенные пограничные пункты пропуска автотранспорта требуют ремонта. Но почему их обновление хотят сделать за счет бизнеса? — задается вопросом директор по работе с поставщиками AsstrAAssociatedTraffic AG Владимир Ефреов. — Ведь это та часть инфраструктуры отрасли, которую должно обеспечивать государство. Если Министерство транспорта действительно проведет обсуждение этой инициативы, то однозначно получит неодобрение от бизнес-сообщества».
Транспортники напоминают Минтрансу, что, вообще-то, платят налоги. Может быть, таможню и пограничников вместе с собаками тоже перевести на коммерческую основу?
Если чиновники и дальше будут придерживаться такой логики, то скоро можно ждать введения платы, к примеру, за проезд по старым мостам для строительства новых, ерничает эксперт по налогам компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.
«С таким же успехом можно поставить турникеты у каждого подъезда и собирать деньги на ремонт входной двери», — развил идею председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов (МПВП) Александр Котов. Он напомнил, что предложение на рынке перевозок превышает спрос, поэтому доходность их бизнеса остается крайне низкой, а всяких «удавок» хватает и без новой платы.
«Ни к чему хорошему это не приведет. Транспортный бизнес очень сильно страдает оттого, что слишком много хотят с него взять, — констатирует Александр Храпутский, замначальника транспортного отдела компании Vectura Ltd. — На рынке автоперевозок нет таких тарифов, которые все это перекрывают. В наше время у перевозчиков рентабельность 2 % — это уже супер».
Начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин хоть согласен, что любые дополнительные суммы сбора будут отражаться на тарификации и, скорее всего, повлияют на конечную стоимость перевозимого продукта. Однако он призывает видеть и плюсы. Ведь если при взимании платы за пользование погранпунктами будет сокращено время прохода границы, то бизнес, по его оценке, будет готов нести разумную нагрузку.
Право на выбор
Тому, что новые расходы перевозчиков в конечном итоге ложатся на плечи потребителей, россиян уже научила система «Платон». А ведь значительная часть сельхозпродукции ввозится в страну по железным и автомобильным дорогам. Ни для кого не секрет, что стоимость перевозок закладывается в цену конечных продуктов.
Другое дело, что в расходах на перевозки заложено так много дополнительных «накруток» от цепочек посредников и коррупции, что плата за пересечение границы может в этом всем затеряться. Цены вырастут и без этого.
Конечно, чтобы точно прикидывать последствия, нужно еще знать размеры сбора, говорят эксперты и участники рынка. А расценки пока не огласили.
Если новая идея приживется, то Россия будет первой, кто ввел такое «ноу-хау», свидетельствует автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. По его словам, если у железнодорожников кое-где есть похожие финансовые обязательства, то частные автомобили везде проезжают бесплатно.
«Обсуждать эту инициативу можно лишь в том случае, если плата за проезд через границу будет взиматься на альтернативных основах, то есть на переходах, специально выстроенных на новых участках, — уверен эксперт. — Тогда это логично, так как при сохранении бесплатных пунктов пропуска транспорта будет возможность цивилизованно и без очереди проехать через новые».
Останутся ли бесплатные переходы, пока официально не сообщается.
Введение альтернативных платных и бесплатных пограничных пунктов может оказаться эффективным, согласен гендиректор ООО «Адванс-Авто», ГК «АвтоСпецЦентр» Сергей Янчук. «Подобная практика уже давно применяется на российских дорогах: автомобилисты могут выбрать платную трассу, оснащенную хорошим дорожным покрытием и с низким трафиком, или более загруженную бесплатную объездную дорогу», — объясняет он.
«Выбор — это хорошо. Но тогда нагрузка на бесплатные пункты резко увеличится, — предупреждает о последствиях такой «альтернативы» Владимир Ефремов. — Возрастут простои при пересечении границы, потребуются ресурсы для увеличения пропускной способности таких пунктов. То есть затраты вырастут в любом случае». Эксперт предлагает рассматривать как альтернативу расширение перечня коммерческих услуг на границе.
Генеральный директор Polar Logistics Russia Дэйв Эванс считает, что «делать альтернативное платное окно некорректно». «Потому что услуги должны быть в равной степени одинаковы для всех», — объясняет он.
Соседям не понравится
А как отреагируют наши соседи за рубежом? Об этом эксперты и предприниматели тоже уже подумали. Ведь пограничный переход сооружают две страны. Так что же, ждать двукратного сбора?
Дэйв Эванс напоминает, что практически во всех странах Европы на границах в пунктах пропусков сейчас есть отдельные окна для резидентов и не резидентов того или иного государства, но нигде не требуется плата за пересечение границы. «Если платный проезд все же введут, то соседние и, возможно, даже дальние государства сделают то же самое в ответ», — предупреждает он.
Владимир Ефремов из AsstrAAssociatedTraffic AG считает, что гипотетически такой шаг со стороны иностранных государств возможен. Однако непонятно, в какой форме это может быть? «Границу будут пересекать транспортные средства не только приграничных, но и других стран. Соответственно, платить за проезд придется всем, — комментирует эксперт. — Это вызовет огромное недовольство, особенно со стороны общественных организаций перевозчиков. Скорее всего, это приведет к обсуждению введения ответных мер».
Начальник отдела логистики транспортной компании «Транскарго» Игорь Сбитнев считает двукратный сбор вполне реальной перспективой, если Минтранс реализует задуманное.
По мнению Сергея Янчука, Европа, которая не практикует подобные сборы, вряд ли применит их в странах, граничащих с Россией. «Тем более что причина введения оплаты за пересечение границы для грузоперевозчиков, скорее всего, связана с плохим состоянием дорог и пропускных пунктов. В европейских странах таких проблем не наблюдается», — размышляет эксперт.
Между тем председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский увидел в идее вести сбор за проезд через границу нарушение Конституции РФ. «Гражданин России купил на территории своей страны машину, заплатил все налоги, связанные с этим приобретением, выехал на нем за границу — должен заплатить. Въезжает обратно — тоже должен заплатить, — предлагает он представить ситуацию. — А если не может заплатить, соответственно, гражданин должен бросить свое имущество на территории страны, зайти пешком. Эта ситуация выглядит, мне кажется, весьма комично и как раз противоречит нормам Конституции».
«У нас в стране не разработана и не создана экономическая транспортная модель, и все реформы в этой области носят ниточный характер — в том смысле, что ими пытаются как-то «сшить» или «заштопать» распадающееся транспортное хозяйство. Попытка ввести пограничные сборы «на содержание пунктов пропуска» — как раз такого порядка», — резюмирует профессор Института международных транспортных коммуникаций Виталий Бордунов.

«Автопарк»

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики