Уважаемые коллеги! Завершается 2016 год. Для транспортных организаций он стал временем серьезных испытаний: доходы компаний падают, а расходы растут. И этот рост связан не только с подорожанием импортной техники и запчастей, но и с новыми требованиями государства к бизнесу (перевозчикам теперь приходится оплачивать проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам, тратить деньги на замену аналоговых тахографов на цифровые). В уходящем году наша ассоциация активно боролась с давлением государства на бизнес.
Мы продолжали и продолжаем критиковать систему «Платон». И не только за сбои в работе ее сайта. Под большим вопросом эффективность этой системы в целом. Изначально правительство рассчитывало, что за год «Платон» принесет 45 млрд руб., однако к середине декабря собрано всего 18 млрд руб. Чиновники заявляют о намерении в 2017 году увеличить тариф «Платона» до 3,06 руб. за километр. На наш взгляд это неверный путь. Собираемость взносов сейчас мизерная. Если Минтранс добьется того, чтобы в систему «Платон» платили все участники рынка, то вполне вероятно, что и нынешнего тарифа будет достаточно.
Кроме того, мы не перестаем напоминать властям, что с запуском «Платона» транспортные компании стали подвергаться фактически тройному налогообложению. Деньги на содержание дорог с них взимают через топливный акциз, транспортный налог, а теперь еще и в виде платы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам. Такая налоговая нагрузка делает бизнес перевозчиков еще менее рентабельным. Мы считаем, что транспортный налог должен быть отменен.
В уходящем году все чаще внимание нашей ассоциации привлекали проблемы, связанные с несовершенством системы весового контроля. Установленный законодательством размер наказания за превышение допустимой нагрузки настолько велик, что даже один-два штрафа могут разорить малое предприятие. Так, превышение допустимой нагрузки на ось от 2% до 10% влечет наложение штрафа в размере от 100 тысяч до 150 тысяч рублей, превышение от 10% до 20% — штраф в размере от 250 тысяч до 300 тысяч рублей.
При этом Минтранс планирует перейти к взиманию штрафов на основании данных динамических весов. Чиновники преподносят это как благо — устраняется «человеческий фактор», некому будет вымогать у перевозчика взятку. Но лекарство может оказаться опаснее болезни. Погрешность измерений оборудования автоматических пунктов очень высока. В отдельных случаях, как говорят сами разработчики такого оборудования, погрешность измерений может достигать до 50%.
Несколько месяцев назад наша ассоциация внесла в Минтранс три конкретных предложения:
- уменьшить размер штрафов,
- использовать динамические весы в комплексе со стационарными,
- ввести единый сертификат взвешивания.
Эти предложения прошли юридическую экспертизу «Сибирской юридической компанией», обсуждались Общественным советом при Уполномоченном по защите прав предпринимателей и в итоге были поддержаны региональными омбудсменами в Новосибирской области и Алтайском крае, а также Межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий и новосибирским отделением «Опоры России».
Однако, несмотря на поддержку всех этих уважаемых организаций, сдвинуть проблему с мертвой точки пока не удалось. Мы в очередной раз столкнулись с нежеланием Минтранса России решать проблемы отрасли. Реакция ведомства на наши предложения оказалась негативной. Вместо ответа мы получили, по сути, отписку. Понимаем, что потребуется кропотливая, долгая, настойчивая работа в этом направлении, чтобы добиться положительных изменений.
Серьезной проблемой для перевозчиков в 2016 году стала замена аналоговых тахографов на цифровые. Для многих компаний такая замена — большая финансовая нагрузка. Стоимость замены одного устройства составляет в среднем около 100 тысяч рублей. Для замены тахографов, например, на 50 машинах, требуются единовременные расходы в 5 млн рублей.
В Западной и Восточной Европе используют как аналоговые, так и цифровые тахографы. В России же решили заменить все тахографы на цифровые. Для чего Минтранс затеял замену тахографов — непонятно. СААП неоднократно высказывала свою позицию — мы считаем замену тахографов бессмысленной. Выгоду от замены получают только производители этого оборудования.
Чиновники объясняют замену тахографов необходимостью более жесткого контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей. Вот только требования, предъявляемые Минтрансом к режиму труда и отдыха водителей, осуществляющих дальние рейсы, зачастую нереальны. В условиях неразвитой инфраструктуры придорожного сервиса (отсутствие мотелей и стоянок для большегрузных автомобилей) выполнение требования о непрерывном 29-часовом отдыхе раз в неделю зачастую нереально. В уходящем году СААП обратила внимание Минтранса России на эту проблему, предложила изменить положение о режиме рабочего времени и времени отдыха водителей.
Новая и очень перспективная тема, которой мы занялись в этом году — изменение процедуры предрейсового медосмотра. Не секрет, что сейчас во многих предприятиях медосмотр водителей – это пустая формальность. Сейчас по инициативе СААП в Сибири начинается внедрение новой технологии предрейсового медицинского осмотра — с помощью телемедицины. Оборудование системы «Телемедик» уже протестировано в Новосибирске такими крупными транспортными компаниями как «Лонгран логистик» и «Континент». Планируется его установка на федеральных трассах и в крупных городах Сибири, Урала и Дальнего Востока.
Хочу искренне поблагодарить всех, кто в уходящем году активно принимал участие в работе ассоциации. Особые слова признательности — членам Правления. Вы — мотор нашей организации! Хочу выразить свое уважение всем перевозчикам за то, что в тяжелейших экономических условиях Вы продолжаете развивать и укреплять свой бизнес. Спасибо Вам за труд, за вашу работу и ее результаты!
Поздравляю всех с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю плодотворной работы в 2017 году! Счастья и здоровья Вам и Вашим близким! Пусть в Новом году сбудутся все самые амбициозные Ваши планы!