С каким настроением встречают участники российского рынка грузоперевозок Новый 2017 год? Чем запомнился им год уходящий? В каком направлении будет развиваться – если будет развиваться — рынок автоперевозок в ближайшие месяцы и в течение предстоящего года? Чего было больше в этом году для перевозчиков – плюсов или минусов? АТИ-Медиа вместе с участниками рынка автомобильных грузоперевозок подводит итоги года и всматривается в контуры наступающего 2017-го.
Один из вопросов, который мы задали участникам рынка грузоперевозок, звучал следующим образом: «Какое событие, по-вашему, оказало наиболее существенное влияние на рынок автоперевозок в 2016 году?». Генеральный директор транспортной компании «Новый уровень» Денис Тихоньких ответил так: «Пожалуй, Платон. Хотя хронологически это событие относится к 2015 году».
Это верно, введение системы «Платон» состоялось в ноябре 2015 года, но влияние «Платона» на отрасль не прекращалось весь год. Акции протеста дальнобойщиков против нового квазиналога не утихали до самой весны. Потом протестная активность дальнобойщиков несколько снизилась, возможно, потому что накануне выборов в Государственную Думу открылась возможность решить проблему, поддержав кандидатов, выступающих против системы «Платон». Однако, как известно, оглушительную победу на осенних выборах 2016 года одержала правящая партия «Единая Россия», одновременно отведя угрозу отмены и от «Платона».
Также летом 2016 года на состояние рынка положительным образом сказалось введение понижающих коэффициентов возмещаемого вреда за превышение допустимых нагрузок на ось или допустимой массы автомобиля, перевозящего тяжеловесные грузы по дорогам федерального значения, которые будут действовать до 31 января 2018 года, что не могло не сгладить остроту ситуации в отрасли.
Но, тем не менее, к этому времени – в первую очередь из-за влияния «Платона» — рынок автоперевозок поменялся кардинально. Часть перевозчиков покинула отрасль, другая часть предпочла платить в систему «Платон» (в полном объеме или нет – открытый вопрос), увеличив тариф для грузоотправителей. Немалая часть до сих пор предпочитает возить грузы, не оплачивая «Платон», рискуя рано или поздно нарваться на штрафы. Но проблема никуда не делась. Как бы ни старался Минтранс и Росавтодор доказать, что введение системы «Платон» благотворно сказалось на рынке автоперевозок, никто из опрошенных нами грузоперевозчиков не выразил солидарности с такой оценкой.
Да и доводы этих структур страдают неубедительностью. Вот только один пример. Росстат сообщает, что объем грузовых автоперевозок в январе-октябре 2016 года вырос на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 191,8 млрд тонно-километров, из чего Росавтодор немедленно делает вывод, что положительная динамика обусловлена запуском системы взимания платы с большегрузов. Забывая при этом, что Росстат обобщает статистику только по крупным и средним предприятиям отрасли автоперевозок, не имея возможности собирать статистику со всех остальных. А, значит, данные Росстата в данном случае нерепрезентативны.
Внутрироссийские перевозки
Но предоставим слово самим участникам рынка.
Генеральный директор ООО «ПРИМА» (компания занимается всем спектром автоперевозок, как международных, так и внутрироссийских) Владимир Люлюкин отмечает три главные тенденции на рынке автомобильных перевозок в 2016 году:
— снижение объема грузоперевозок;
— снижение объема груза на одну единицу транспорта;
— увеличение заказов на «догруз».
В 2016 году вследствие кризиса произошло снижение количества грузовладельцев, констатирует Денис Тихоньких (ТК Новый Уровень), из-за этого обострилась конкуренция между грузоперевозчиками, что, в свою очередь, привело к замедлению роста цен на грузоперевозки, несмотря на рост затрат владельцев автопарков.
Владимир Матвеев, руководитель ООО «МТК» (внутрироссийские грузоперевозки), говорит: «Падение ставок привело к тому, что рынок в денежном выражении сузился, и в 2016 году, по сути, стал нерентабельным. Вся работа идет ради отбивания вложенных денег, да и другой нормальной работы нет. Отсутствие как такового производства ТНП в России оказывает свое негативное влияние на ценообразование».
Рассуждает Владимир Дерюгин, индивидуальный предприниматель (занимается внутрироссийскими контейнерными грузоперевозками): «На мой взгляд, рынок грузоперевозок изменился в худшую сторону. Введение системы «Платон» и обвал курса рубля – вот два основных фактора, на это повлиявшие. Изменения налоговой базы, поднятие акцизов, начиная с топлива и заканчивая подорожанием даже китайских шин, привело к тому, что затраты существенно выросли, а возможность заработка уменьшилась и без этих нагрузок в разы.
Происходит передел рынка в пользу крупных компаний, новые законы фактически убивают мелкого перевозчика как класс. Происходит усиление давления со стороны правоохранительных органов именно на частных мелких перевозчиков, дабы добить их уже до конца. Чтобы выжить на рынке, крупные компании часто занимаются демпингом, опуская ставки до минимума, чтоб выжать из рынка хоть что-то: а затраты на лизинг, зарплаты, запчасти, ремонт отодвигаются на второй план, перераспределяются внутри автопарка. А мелкий перевозчик не может позволить себе пренебрегать расходной частью, так как для него стабильно работающий автомобиль, зачастую, единственный источник заработка. И откладывать все технические работы для него нет возможности».
Международные автоперевозки: свет в конце туннеля?
Можно отметить, что настроения участников рынка международных автоперевозок несколько более оптимистичны.
Владимир Люлюкин (ТК ПРИМА) главным событием уходящего года (точнее, последних двух лет) называет сокращение импорта вследствие санкций, что не могло не сказаться на объеме международных автоперевозок. Однако, заметны на этом рынке и позитивные тенденции.
«Рынок международных автомобильных грузоперевозок начал меняться в середине 2015 года. Неблагополучные перевозчики сдали лизинговую технику и покинули рынок. Этот этап задал новый тренд. Рынок потерпел калибровку цен и начал работать на рост. В 2016 году рынок продолжает развиваться», — утверждает Юрий Тютюнников, генеральный директор транспортной компании «Содружество-Авто». Его компания специализируется на маршрутах Финляндия – Санкт-Петербург и Финляндия – Москва.
Выжить или преуспеть?
А вот внутрироссийские перевозчики позитивных тенденций пока не замечают.
«Уровень отрасли упал катастрофически, — не стесняется в оценках Андрей Бажутин, председатель Объединения Перевозчиков России, активист протестного движения. — Абсолютно не видно факторов, которые могут положительно сказаться на росте отрасли и на росте ставок. В течение года и без того несовершенную законодательную систему, где закон закону противоречит, власть только усугубила введением новых ограничений.
Новые тахографы, штрафстоянки, та же самая система взимания платы «Платон». Каждая инициатива Минтранса и иных структур, заявленная как направленная на развитие логистики в стране, на самом деле ее разрушает. Создается впечатление, что целенаправленно выдавливается с рынка такой его участник, как независимый «водитель- дальнобойщик», все ведет к его вымиранию. 2016 год стал «показательным зеркалом» инициатив Правительства, реализованных еще в 2015 году, отрасль планомерно падала. Думаю, что в 2017 году мы увидим еще более полную картину деформации отрасли под воздействием законодательного пресса».
Однако, несмотря на непростую ситуацию на рынке автоперевозок, неверно было бы характеризовать настроение его участников как депрессивное. Беседуя с участниками рынка, мы чувствовали, что перед нами люди, которые не привыкли опускать руки в борьбе с трудностями. Настоящий предприниматель всегда настроен на использование открывающихся возможностей, на рост в условиях неопределенности, на преодоление возникающих препятствий.
«В 2016 году нам удалось увеличить автопарк. К достигнутым результатам компания пришла благодаря отработанным действиям. Доставка грузов вовремя и качественно – наш фирменный почерк. В итоге в 2016 году нам удалось достичь поставленных целей», — подводит итоги 2016 году Юрий Тютюнников (Содружество-Авто).
«За счет дополнительного набора сотрудников у нас увеличилось количество заказчиков, вырос оборот компании», — рассказал Владимир Люлюкин (ТК ПРИМА). А компании «Новый уровень» удалось увеличить оборот компании, напротив, за счет оптимизации кадрового состава. Заметим, что грамотное решение кадрового вопроса – залог успеха любой транспортной компании, особенно в условиях кризиса.
Не исключено, что осенью на рынок автоперевозок положительное влияние оказало то, что в отдельных регионах на сети РЖД образовалась нехватка подвижного состава. И грузы снова повернулись в сторону автотранспорта, позволив автоперевозчикам увеличить если не прибыль, то хотя бы обороты.
И тем не менее для многих перевозчиков позитивный результат уходящего года только один – удалось не уйти с рынка, удержаться на плаву.
«В уходящем году никаких целей, кроме того, чтобы остаться в отрасли, достичь не удалось, — рассказывает индивидуальный предприниматель Владимир Дерюгин. – И других целей в новом году не ставлю. При ставках, сохранившихся на докризисном уровне, а затратах, выросших почти в два раза, уровень заработка минимален. Введение же новых законов и дополнительных сборов, направленных на пополнение бюджета страны за счет кармана перевозчиков, ситуацию только усугубляет, на мой взгляд. Я уже молчу про обновление автотранспорта, улучшение логистики, результативности использования перевозок. Экономить приходится на многих вещах».
А вот индивидуальный предприниматель Максим Лямзин собирается покинуть внутрироссийский рынок грузоперевозок: «Что вижу в отрасли – она вымирает. Введение опять же налогов, хоть и на благие цели, ведь дороги ж нужны всем, только вот платежная база в виде дополнительного сбора, убивает самого дальнобойщика. Я не вижу пока никакой положительной динамики в отрасли, в связи с этим в 2017 абсолютно не надеюсь на поднятие экономики в отрасли. В планах скорей всего закончить с работой в России в данной отрасли».
О дальнейших планах Максим умалчивает, возможно, он присматривается к рынку международных автоперевозок. На этом рынке оптимизма чуть больше. «Надеемся, что 2017 год будет более продуктивным, чем уходящий, — говорит Юрий Тютюнников. — Евросоюз не выдвигает новых санкций против России. Есть надежда на увеличение товарооборота. В 2017 году мы ожидаем повышения платежеспособности заказчиков, более четкого соблюдения установленных договором сроков оплаты. В ближайшем будущем планируем увеличивать наш автопарк. Также в планах развивать компанию не только с технической части, но и за счет развития интернет- ресурсов. Будем активно заниматься поискам клиентов. В перспективе новые заказы должны увеличить наши обороты».
Владимир Люлюкин (ТК ПРИМА) рассчитывает на рост ВВП в 2017 году, если будет увеличен тариф за проезд по федеральным трассам, то вырастут и тарифы на грузоперевозки, полагает он. В совокупности это позволит компании увеличить оборот.
Компания «Новый уровень» планирует развивать сегмент дальних внутрироссийских перевозок и перевозок в страны ЕврАзЭС, в основном – в Казахстан. С этой целью компания планирует запуск дополнительных рекламных площадок, посвященных данной тематике. Однако, подчеркивает Денис Тихоньких, реализация этих планов будет зависеть от состояния отечественной экономики, от внутренней и внешней политики Правительства РФ. «Главное условия развития отрасли – экономическая стабильность, а также стабильность внутренней и внешней политики Правительства РФ», — заключает он.
Андрей Бажутин тоже говорит о необходимости стабильности, но идет дальше в своих выводах: «Мы не ждем улучшения до тех пор, пока отраслью не начнут заниматься люди, в комитетах и рабочих группах, которые в ней реально имеют опыт и в ее развитии заинтересованы. На данный момент мы видим, как эту отрасль используют, как «финансовый карман», направленный на то, чтобы латать дыры в бюджете».
Чего не хватает перевозчикам?
Могут ли что-то сделать в этой ситуации сами предприниматели? Могут, уверен Юрий Тютюнников. «В первую очередь рынок автоперевозок нуждается в Правовом союзе. Перевозчики должны объединиться, преодолев разногласия, для решения общих проблем».
Этого, пожалуй, перевозчикам не хватает больше всего. Не имея лоббистов своих интересов в Госдуме, им ничего не остается, кроме как приспосабливаться к правилам игры, которые им навязывают люди, мягко скажем, не слишком заинтересованные в защите их интересов.
Ну а в заключение нашей статьи приходится констатировать, что 2016 год, прошедший под знаком «Платона», не умещается в хронологические рамки 365 дней. Начавшись за полтора месяца до 1 января, с введения системы «Платон», год не закончится 31 декабря, поскольку судьба «Платона» в Новом 2017 году остается не до конца проясненной.
В конце года Министр транспорта М. Соколов подтвердил, что в 2017 году тариф системы «Платон» будет поднят в 2 раза, однако, в какие сроки будет происходить увеличение тарифа, пока не понятно, особенно с учетом обещания М. Соколова сбалансировать систему «Платон» в ответ на пожелание В. Путина учесть мнение малого и среднего бизнеса при решении данного вопроса.
На днях А. Дворкович, вице-премьер Правительства РФ, предположил, что окончательное решение по повышению тарифов «Платона», намеченное ранее на 1 февраля, будет принято в январе 2017 года. Так и заканчивается год в «подвешенном состоянии» для отрасли автоперевозок. И поэтому 2017 год грузоперевозчики встречают со смешанными чувствами. Надеясь на себя, они совсем не уверены, стоит ли им впредь надеяться на разумную политику Правительства.
Итак, календарный 2016 год заканчивается, уступая место 2017-му. А год «под знаком «Платона» продолжается…
Ну а мы, редакция «АТИ-Медиа» и руководство портала «АвтоТрансИнфо», желаем всем участникам рынка грузоперевозок, продолжая оставаться конкурентами в бизнесе, объединиться для защиты отрасли. Добиться в этом успехов и совместными усилиями развернуть отрасль в сторону развития и процветания. С Новым годом! Удачи всем на дорогах и достижения поставленных целей в работе!