25.01.2017

Из 25 самых крупных ликвидированных компаний Татарстана большинство связано с перевозками и транспортом

«Черный» год на татарстанском рынке грузовых перевозок: 40% мелких транспортных компаний Казани или 115—120 частных предпринимателей массово распродали грузовую технику и «снялись с маршрутов» из-за различных административных нововведений. Похоже, что «черная полоса» наступила и у нефтяников: из-за сокращения объемов нефтепромысловых грузов нефтесервисный холдинг «ТаграС», близкий к «Татнефти», реорганизовал 10 дочерних обществ «УК «Татспецтранспорт».
Татарстанские перевозчики в топе и…
Как бы громко это ни звучало, но, похоже, на татарстанском рынке транспортных перевозок воцарился абсолютный хаос. Мелкие перевозчики, как правило, владельцы одной-двух грузовых фур, закрыли и сняли с налогового учета собственные ИП, продав технику и перестав обслуживать традиционных заказчиков.
Так, по данным аналитической службы «Реального времени», по итогам 2016 года топ-5 крупнейших ликвидированных компаний возглавляют фирмы, так или иначе связанные с автотранспортом или перевозками.
Так, в прошлом году закрылись ООО «АВТОСТЭН» Айрата Мустафина (выручка за 2015 год — 1,8 млрд рублей), ООО «АльянсАвто» Александра Москаленко (312 млн рублей), ООО «Битойл» Руслана Юнусова (126,2 млн рублей). Все они были тесно связаны с грузовыми и экспедиторскими отправлениями.
Весовой контроль мэрии Казани заставил попрощаться со стройкой
Причем многие из ушедших с рынка занимались преимущественно перевозкой строительных грузов по территории Казани. Как стало известно «Реальному времени», НП «Союз автомобильных грузовых перевозчиков», объединявшее 180 частных перевозчиков, сократилось до 65 участников
— Негативная волна началась с введением весового контроля для большегрузов: если раньше посты по автоматическому взвешиванию грузовых фур действовали только на федеральных трассах, то теперь появились на въезде в Казань, — объясняет гендиректор НП «Союз автомобильных грузовых перевозчиков» Вячеслав Лаврентьев. — Вслед за этим ситуация в городе кардинально изменилась». Заметим, что власти внедряют автоматическое взвешивание перевозимых грузов для обеспечения сохранности дорожного полотна: за превышение более чем на 2% нормативной массы в 44 тонны перевозчик обязан уплатить штраф, который идет на пополнение городской казны.

«Дармовозы» против «табуретов»
«Весовой контроль — один из внешних негативных факторов, — перечисляет Лаврентьев. — Частных перевозчиков «душат» галопирующие цены на бензин, расходы на запчасти, платежи в систему «Платон». «Остались работать те, кто согласен работать «за еду» или кому необходимо «отбивать» транспорт «в лизинге». Из нашего круга ушло 40% участников: тот, кто успел уйти раньше, оказался в выгодном положении. Они успели открыть магазины или «сидят как диспетчеры», получая проценты от передачи заказов оставшимся перевозчикам. Поэтому сегодня многие клиенты не могут найти частника: есть примеры, когда они готовы платить любые деньги, но нет транспорта.
Впрочем, уход мелких перевозчиков стал естественным выбытием с рынка, уверены крупные перевозчики. «Долгосрочные заказчики предпочитают сотрудничать с организациями, которые имеют больший парк и работают с НДС, — отмечает исполнительный директор НП «Логистика и автоперевозки Татарстана» Сергей Сотников.
По его словам, никто из «крупняков» за этот год не ушел из бизнеса, т. к. у них больше возможностей. «Они могут «держать цену» на одном уровне, а за счет своего парка оперативно перекрывают заказы другими машинами. А частник вынужден реагировать сиюминутно и не всегда может своевременно подать транспорт. Поэтому многие крупные предприятия переходят на крупных перевозчиков», — говорит он.
Сегодня в Татарстане зарегистрировано 100 тысяч грузовиков разной грузоподъемности, которые обеспечивают 100% грузовых перевозок по Татарстану. По данным портала ati.su, где размещается информация о тендерах на грузоперевозки по всей стране, сегодня ставки заметно упали. К примеру, за развозку 1 500 тонн медикаментов по 47 маршрутам в пределах одного региона платят 4,5 млн рублей, а 300 перевозок стройматериалов, т. е. по три перевозки в день, стоят 500 тыс рублей. По словам самих перевозчиков, сегодня себестоимость прохождения 1 км пути на 20-тонной фуре без учета поборов очень низкая, они считают, что работать дешевле 120 руб./км в круг, нет смысла, иначе трак (парк техники) встанет на колени. Впрочем, есть т. н. «дармовозы», которые «перебивают «тикеты» и рулят на «ведрах», создавая тем самым вражду и рознь между перевозчиками, чем с удовольствием пользуются «табуреты» (диспетчеры).
«Я занимаюсь перевозками 12 лет, и каждый год, как вы говорите, поворотный. Все повороты и повороты — 2005, 2008, 2014, 2016… Мы постоянно движемся по извилистой дороге и не знаем, что будет за новым поворотом», — признался Сергей Сотников.
Перестройка в «ТаграС-Холдинге»
Среди тех, кто подвергался в прошлом году реорганизации, оказались транспортные подразделения управляющей компании «Татспецтранспорт», входящей в нефтесервисный холдинг «ТаграС» (обслуживает «Татнефть»). Как известно последнюю контролируют бывший генеральный директор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов и его окружение.

По данным «Реального времени», в августе прошлого года были ликвидированы и присоединены в качестве структурных подразделений ООО «Альметьевское УТТ-1» (1,046 млрд рублей выручки в 2015 году), ООО «Азнакаевское УТТ» (1,165 млрд рублей), ООО «Бавлинское УТТ» (722 млн рублей). Как пояснил источник, близкий к компании, на самом деле во время реорганизации были присоединены не три, а все десять дочерних обществ — ООО «Джалильское УТТ», ООО «Елабужское УТТ», ООО «Елховское УТТ», ООО «Лениногорское УТТ», ООО «Нурлатское УТТ», ООО «Ямашское УТТ», ООО «Татбуртранс».
С 1 августа 2015 года они прекратили деятельность как самостоятельные компании и вошли в структуру «Татспецтранспорта» в статусе структурных подразделений с прежним названием. О причинах преобразований в компании «Татспецтранспорт» отказались рассказывать, а запрос «Реального времени» в адрес «ТаграС -Холдинг» остался без ответа.
«При этом перед ними остается задача по расширению сторонних заказов, а не просто «сидеть» на заказах «Татнефти», — говорит источник в компании. — С падением цен на нефть объем транспортных услуг для «Татнефти» снизился, поэтому подразделения «Татспецтранспорта» продолжают обслуживать такие предприятия, как «Ойл-Сервис», «Буровая компания «Евразия», «Ульяновскнефть», «Спецстрой-монтаж». Но смогут ли УТТ, лишенные самостоятельности, собирать заказы?» — недоумевает он.
Заметим, что «ТаграС» перевел под контроль и «Татспецтранспорт» и второй транспортный дивизион — ООО «ТаграС-ТрансСервис», который работает на свободном коммерческом рынке и обладает солидным парком еврофур, самосвалов и пассажирских автобусов. Известно, что ООО «ТаграС-ТрансСервис» является поставщиком автобусов для участников Универсиады в Казани, а также обслуживал Сбербанк. Таким образом, «Таграс-Холдинг» превращается в мощного транспортного перевозчика с парком более двух тысяч единиц техники, который может составить конкуренцию рыночным компаниям.
Выживет тот, кто найдет обратный груз
«Уже были организации, которые покупали по 100—150 машин, а потом оказывалось, что их неэффективное управление приводило к убыткам. «Татэнерго-транс» покупало новые тягачи, а потом отказались, поняли, что, это не их бизнес, — предостерегает он. — В Набережных Челнах крупная организация, кажется, трубный завод «ТЭМПО», купила 200 автомобилей и с ходу начала демпинговать. Сейчас это невозможно: здесь нет маржи в 15—20%, мы работаем на грани рентабельности в 3—5% максимум в год и наш рынок не настолько привлекательный. Поэтому многие частники уходят».
По его мнению, при выходе корпоративных перевозчиков на открытый рынок легко «погореть» на «обратном грузе». «Взявшись за заказ «Почты России» по перевозке груза из Москвы в Новосибирск, нужно понимать, что обратную дорогу заказчик не оплачивает. Поэтому нужно иметь «обратный груз», но начинающие игроки не смогут его быстро найти и обязательно на этом обжигаются», — предупреждает он.
Кто еще? Продавцы счетчиков, автомобилей и запчастей
Всего же оборот 25 крупнейших ликвидированных в 2016 году компаний составил годом ранее 11,5 млрд рублей. Крупнейшая категория прекративших деятельность компаний — оптовая торговля. Таких компаний восемь в списке из 25 крупнейших.

Так, например, прекратило деятельность ООО ТК «Бетар-К» Владимира и Антона Зайцевых, Рината Фардеева и Сергея Котова. Решение о ликвидации было принято еще в мае. В 2015 году оборот компании составил 611,1 млн рублей. Компания была зарегистрирована еще в 2011 году в Чистополе. Занималась она, судя по всему, оптовой продажей приборов учета воды и газа производства ООО ПКФ «Бетар», которое также принадлежит Владимиру Зайцеву и Ринату Фардееву.
Прекратила деятельность и компания «Авенир», оборот которой в 2015 году составил 549 млн рублей. Компания, принадлежавшая Алексею Александрову, присоединилась к тольяттинскому ООО «АГИР». Занимался «Авенир» оптовой торговлей лесоматериалами, стройматериалами и санитарно-техническим оборудованием. К «АГИР» уже присоединились 10 компаний, основной вид деятельности ее — в области права, а учредитель и директор, Григорий Артеменко, является владельцем в 121 компании. В списке компаний, учрежденных бывшим главой «Авенира» Александровым, остались всего две компании с одинаковым названием — ООО «Стройспецификация», зарегистрированные в Краснодаре.
Старейшей из ликвидированных компаний, занимавшихся оптовой торговлей, стало ООО «Автотрейд» Эдуарда Шайдуллина. Компания просуществовала 13,5 лет — с 2003 года, занималась оптовой торговлей моторным топливом. Выручка в 2015 году составила 177 млн рублей, а в июле 2016 года было принято решение о ликвидации. Эдуарду Шайдуллину по-прежнему принадлежит 80% в ООО «Удача рыбака» — юрлицо функционирует как одноименный магазин товаров для рыбалки в Казани.
Вторая значительная категория прекративших деятельность компаний — торговля автотранспортными средствами и автодеталями. В 2016 году прекратили деятельность три юрлица, торговавшие автотранспортом.
Крупнейшая из них компания — челнинское ООО «Автострой-М» Романа Фомина. Компания просуществовала всего два года, при этом оборот в 2015 году составил 528,7 млн рублей. Правопреемником компании стало ООО «Бриз» Амира Шарафуллина, к которому присоединилось 44 компании. Сам Шарафуллин является учредителем в 146 компаниях. Чем занималось «Автострой-М» — неясно, однако в 2015 году компания поставляла пропитанные шпалы хвойных пород для челнинского ООО «Электротранспорт».

Кроме того, была присоединена к другому юрлицу и крупная компания, занимавшаяся торговлей автодеталями — ООО «Автогоризонт». Оборот компании в 2015 году составил 654 млн рублей. В 2015 году компания исполняла госзаказ для ростовского ВНИИ «Градиент» на 300 тысяч рублей — поставляло запчасти к машинам и оборудованию общего назначения.
Также три компании прекратили деятельность в категории «Строительство жилых и нежилых зданий». Одна из этих компаний — ООО «Балтика Строй» Лилиана Мингазова — прекратила деятельность (оборот в 2015 году составлял 190,1 млн рублей), две другие — ООО «Волга» Евгения Старцева и арское ООО «Билдгруп» Салавата Нуриева — были присоединены к другим компаниям. Обе компании были присоединены к юрлицам с обилием присоединенных компаний и владельцами, которые являются учредителями в большом количестве компаний.
Одной из крупнейших компаний, прекративших деятельность, оказалось, однако, ООО «АРТ Авто», деятельность которого — «прочая, связанная с перевозками». Оборот предприятия в 2015 году составил 1,122 млрд рублей, но в июне 2016 года, после 2,5 лет работы, было принято решение о ее ликвидации. Учредителем компании являлись Евгений Беляков и Владислав Кадыров. Последний является учредителем еще в шести компаниях, а также директором в трех. Среди них — «ОМК Групп», «Стоун Групп», «Успех», «Ренессанс+».

«Реальное время»

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики