Правительство РФ распорядилось увеличить с 15 апреля 2017 году тарифы в системе «Платон» до 3,06 руб. за 1 км проезда по федеральной трассе. До тех пор будет действовать текущий льготный тариф. Ранее планы повысить расценки «Платона» критиковали ритейлеры, перевозчики и Счетная палата, где призывали сначала повысить эффективность контроля взимания платы и добиться прироста числа пользователей.
В правительственном постановлении говорится о продлении льготного тарифа взимания платы с грузовиков «Платон» в 1,53 руб. за 1 км пути до 15 апреля 2017 года. После этого тариф будет удвоен, говорится в документе.
Напомним, с 2015 года в России действует система взимания платы «Платон», запуск которой сопровождался массовыми акциями протеста дальнобойщиков. Владельцы грузовиков массой более 12 тонн платят 1,5 руб. за 1 км проезда по федеральной трассе. На данный момент собрано более 20 млрд руб., деньги направляются в регионы на ремонт и строительство дорог.
Ранее в Минтрансе предлагали повысить тарифы в два приема: с февраля 2017 года с нынешних 1,53 руб. до 2,61 руб., а с июня 2017 года — до 3,06 руб. за 1 км пути. Министр транспорта РФ Максим Соколов отметил в этой связи, что «средневзвешенная нагрузка на бизнес, в том числе малый и средний, будет меньше», чем это предполагалось в двухэтапной модели повышения тарифов. Господин Соколов также уточнил, что следующее повышение цен ожидается в середине 2018 года.
Отметим, что ранее намерение повысить расценки на услуги «Платона» критиковали ритейлеры, перевозчики и Счетная палата РФ. Так, крупнейшие российские продовольственные объединения («Русбренд», «Руспродсоюз» и т. д.) в ноябре 2016 года обратились к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой отложить это решение.
Авторы письма призывали сначала повысить эффективность контроля взимания платы и добиться прироста числа пользователей, поясняя, что в системе зарегистрировано около 650 тыс. пользователей (против плановых 2 млн), а на дорогах установлены 174 специальные рамки с камерами (вместо плановых 491 штуки). В Счетной палате РФ отмечали, что у регионов помимо «Платона» «огромные источники формирования дорожных фондов», которые до конца не используются,— в частности, не собирается около 70 млрд. руб. транспортного налога, а это примерно 10% всех региональных дорожных фондов. Тогда как перевозчики предупреждали о возможном повышении цен на товары, транспортируемые в торговые сети грузовиками.
Впрочем, в Минтрансе вновь дали понять, что «Платон» не может сильно повлиять на транспортные тарифы. Господин Соколов, в частности, заявил, что транспортные расходы не превышают в цене товара 4–7%, а «Платон» даже при новых тарифах — «это максимум десятая часть от всей этой транспортной составляющей». «Получаются доли процента, или несколько копеек в цене товаров»,— подсчитал министр. Что касается контроля оплаты, то в офисе оператора «Платона» компании РТИТС ранее обещали довести число контрольных рамок до плановых 491 штук в 2017 году.
Господин Соколов признал, что пока бюджетные расходы на «Платон» превышают сборы самой системы. Однако пояснил это тем, что расходы бюджета были сверстаны в расчете на то, что система «Платон» заработает по полным расценкам, а не по льготным тарифам, из-за чего и произошел недобор средств. При этом бюджетные расходы на систему в 2016 году сокращать не стали, уточнил министр, не пояснив, почему этого не было сделано.