Всероссийская акция носит рабочее название «Стоять нельзя ехать». Её организаторы предлагают водителям большегрузов самостоятельно поставить запятую, чтобы определить своё отношение к такому методу борьбы с непомерными налогами и штрафами.
«Мы хотим максимально остановить транспорт, — сообщил лидер Объединения перевозчиков России Андрей Бажутин. — Сейчас решаем, поскольку мнения разделились, продлится акция на короткий или долгий период. Помимо этого мы будем проводить либо автопробеги, либо выстраивать машины вдоль дорог».
Активист пояснил ПРОВЭД, что таким образом грузоперевозчики хотят привлечь к себе внимание правительства и министерства транспорта, чтобы вместе сесть за стол переговоров для решения проблем отрасли.
«Это связано с новыми распоряжениями о поднятии тарифа «Платона», с непомерными штрафами по автоматическому весогабаритному контролю, — говорит координатор независимых перевозчиков ЮФО Наталья Оськина. — Мы хотим, чтобы люди поняли, что все эти 1,5 года, что мы бастуем, если цены повышались несильно, то это во многом потому, что дальнобойщики не поднимали цены на грузоперевозки».
Она отметила также, что водители делали это в ущерб своему заработку, так как сами относят себя к народу, который в итоге будет расплачиваться за всё, покупая те же продукты в магазинах и товары народного потребления. «Нам важно, чтобы население поняло: мы боремся не за свой карман. Если выполнять все эти распоряжения, нам придется очень сильно повысить стоимость перевозки — тогда цены взлетят».
Рамка обдирает «как липу»
Сегодня оплата в системе «Платон» для грузовиков от 12 тонн составляет 1,53 рублей за один километр пути. Минтранс предлагал увеличить тариф с 1 февраля 2017 года до 3,06 рублей, но отложил решение этого вопроса до 15 апреля. Кроме этого предусмотрены штрафы для тех, кто не платит за «Платон». Первый раз штраф составляет 5 тысяч рублей, повторный — 10 тысяч, и штрафовать могут несколько раз на день. Наталья Оськина рассказала, что один водитель привез штрафов на 90 тысяч рублей за одну поездку. Он вынужден был несколько раз пересекать рамку «Платона» в Москве, на подъезде к городу и выезде из него. Ездил туда-сюда по МКАД — выгрузился, загрузился, потом была небольшая поломка, которую устранял.
Но самые непосильные штрафы теперь грузрперевозчикам придётся платить на другой рамке — при взвешивании машины — штраф за перевес составляет 400 тысяч рублей. Водитель может пройти автоматический весогабаритный контроль и поехать дальше, а вдогонку ему придёт «письмо счастья».
«Оспорить данные нет возможности, потому что ни путевой лист, ни транспортная накладная, ни даже наличие пломбы, доказывающие, что груза намного меньше, в судах не принимаются. Заведомо считается, что рамка — это технический инструмент, который не может врать, а дальнобойщики могут. Есть судебная практика в Вологодской и Воронежской областях, когда водители предъявляли такие документы, а суд их не принял, счёл не являющимися доказательством в суде», — утверждает Наталья Оськина.
Индивидуальный предприниматель из Ростова-на-Дону Анна Славкина рассказала нам свою историю. В прошлом году её муж, водитель их совместной фирмы, вёз груз в Новороссийск и остановился на стационарных весах на Самарском посту. Они показали перегруз в одну тонну 800 кг. Славкин отказался платить и предложили заехать на весы для противоположного направления — те показали перегруз уже в 700 кг.
«Весы, скорее всего, были подкручены. В итоге нас заставили перегрузить на другую машину и заплатить 1,5 тысячи рублей. Это было в прошлом году, сейчас речь идёт о совсем других суммах. К тому же раньше считали общий перегруз, а сейчас по осевой нагрузке, а она даёт перегруз там, где его нет при общем взвешивании», — рассказала Анна Славкина.
Грузоперевозчики говорят, что не могут достучаться до Минтранса, Автодора. Поэтому дальнобойщики хотят провести новую акцию. По всем трассам России участники ассоциаций, объединений грузоперевозчиков, индивидуальные предприниматели, работники малых предприятий в определённый день съедут с трасс на обочину и прекратят движение на несколько дней. Кто не выехал, будут отказываться от доставки грузов. На складах скопится продукция, и, может быть, после этого правительство услышит их — рассчитывают грузоперевозчики. Автостачку планируют организовать в конце марта –– начале апреля.