Систему геопозиционирования ГЛОНАСС предполагается состыковать не только с «Платоном», но и с международными спутниковыми системами для отслеживания трафика магистральных грузовиков.
20 февраля в Женеве (Швейцария) на заседании 14-ой сессии группы экспертов по вопросам, связанным с реализацией Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и рабочей группы по автомобильному транспорту Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии рассмотрен вопрос о взаимодействии ГЛОНАСС с европейской спутниковой системой позиционирования.
Как сообщил генеральный директор ФБУ «Росавтотранс» Алексей Двойных, речь шла о регламенте взаимодействия, включая обмен информацией о выдаче карточек цифрового тахографа. Было отмечена необходимость продления срока действия меморандума о взаимопонимании с Объединенным исследовательским центром (ОИЦ), главного сертифицирующего органа ЕСТР, и центра сертификации эксплуатационной совместимости для договаривающихся сторон ЕСТР до 30 июня 2019 года.
При этом российская сторона заявила о преждевременности включения положения об умных тахографах в Соглашение ЕСТР, несмотря на то, что согласно распоряжению Минтранса РФ, с 1 июля 2017 года все тахографы в кабинах грузовых автотранспортных средств должны быть заменены на электронные – с системой криптографической защиты информации (СКЗИ). Если в аналоговый прибор вставляется диск, то в цифровой – индивидуальная пластиковая карта водителя с электронным носителем, уточнил исполнительный директор Omnicomm Александр Селиванов.
В РФ и ЕС разный интеллект
Новые приборы проще и удобнее старых, отмечают владельцы современного подвижного состава для международного сообщения. Однако проблема в том, что российский перевозчик, въезжая в страны ЕС, должен будет снять российский цифровой тахограф и установить аналоговый тахограф, отвечающий международным требованиям.
Причин несколько. Первая из них – российский цифровой прибор пока не признан измерительным средством. Во-вторых, в ЕС планируют внедрение смарт-тахографов лишь в 2018 году.
В-третьих, Минтранс планирует изменить требования к тахографам, в частности, сегодня проходит обсуждение новых изменений в ФЗ «О безопасности дорожного движения», где говорится о том, что тахограф должен конструктивно обеспечивать взаимодействие с системой ГЛОНАСС.
ГЛОНАСС хочет дружить с «Галилео»
Для стран участниц ЕСТР требуется обязательное совмещение с Европейской глобальной навигационной спутниковой системой «Галилео» и с Европейской геостационарной службой навигационного покрытия EGNOS, а также использование технологии DSRC. Вместе с тем, что сеть EGNOS покрывает только небольшую территорию европейской части РФ, в связи с чем не имеет технического обеспечения для применения на ее территории, указывают в Минтрансе РФ. В свою очередь в ЕС.
«При осуществлении перевозок по территории Российской Федерации применяется система ГЛОНАСС. В связи со сложившейся ситуацией мы настаиваем на необходимости передачи вопросов внедрения и применения «умных» (смарт) тахографов в компетенцию ЕЭК ООН и привлечения для обсуждения таких вопросов специалистов Европейской глобальной навигационной спутниковой системы Галилео и навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС для разъяснения вопросов возможной совместимости данных систем. Мы предложили провести дополнительные консультации с экспертами по использованию радиочастотных каналов для разъяснения вопросов совмещения данных каналов на территориях стран участниц ЕСТР», – рассказал Алексей Двойных.
Нелегкая интеграция
В Комитете по транспорту Госдумы считают, что ситуация заслуживает крайне взвешенного подхода. «Система ГЛОНАСС работает как особая технология. И ее интеграция с другими системами – это вопрос эффективности использования отечественных разработок», – отметил первый заместитель председателя комитета Михаил Брячак.
По его словам, при внедрении ГЛОНАСС на сети российских автодорог предполагалось решить вполне конкретные задачи по обеспечению безопасности движения. Однако на отечественных магистралях используются и другие цифровые системы. Соответственно у них свои цели. Поэтому они должны функционировать независимо друг от друга.
«В то же время, когда ряд технологий неизбежно будет дублироваться для того, чтобы оптимизировать затраты на содержание различных цифровых сетей, целесообразно их адаптировать друг с другом. В частности, системы ЭРА ГЛОНАСС и «Платон». Сейчас решается, каким образом совместить часть функций этих двух систем, связанных с блоком позиционирования автотранспортных средств на сети российских трасс», – сказал М. Брячак.
Такое решение позволит улучшить взимание платы за проезд по федеральным автодорогам тяжелых грузовиков.
Не менее важно договориться о том, как ГЛОНАСС может войти в международные спутниковые сети. Без этого невозможно обеспечить корректную работу цифровых приборов, установленных на борту современных фур, включая электронные тахографы.
Сейчас проведены переговоры на межведомственном уровне. А детали еще предстоит обсудить по линии Международного союза автомобильного транспорта (IRU), что необходимо для обеспечения более эффективного позиционирования грузовых автомобилей, осуществляющих международные перевозки между странами ЕС и РФ. Это – основа для автоматизации контроля за ними.