В марте текущего года автомобильные перевозки, по оценкам экспертов, продемонстрировали очень скромную динамику роста, которая по сравнению с аналогичным месяцем 2016 года составила менее одного процента. Все это указывает на стабилизацию работы отрасли практически на прошлогоднем уровне.
Грустная статистика
Впрочем, картина по грузообороту выглядела немного лучше: в феврале он вырос на 1,7%, что почти вдвое превысило динамику объемов перевозок. Примерно такие пропорции между этими двумя показателями сохранились и в первый месяц весны, что указывает на очередной виток увеличения средней дальности маршрутов.
Это объясняется тем, что снизился поток грузов из Европы. Прежде всего, продуктов и товаров народного потребления. «Перевозчики, которые возили их, поставили фуры на прикол или переключились на внутренние маршруты. А некоторые – ушли полностью на европейский рынок. Из-за этого сейчас наблюдаются низкие ставки и большие перепробеги подвижного состава», – сообщил председатель союза перевозчиков Карелии Сергей Падалка.
Ожидалось, что внедрение системы «Платон», ужесточение весового контроля на автодорогах, необходимость дооборудования транспортных средств для того, чтобы они соответствовали ужесточившимся стандартам, приведет к переключению части автомобильных потоков на железную дорогу.
Однако этого не пока не произошло: железнодорожные операторы в 2017 году повысили ставки на 10%–40% в зависимости от направления перевозок, а на некоторых маршрутах – в едва ли не в два раза по сравнению аналогичным периодом прошлого года. «В такой ситуации прежние схемы автоперевозок стали восстанавливаться», – отметил эксперт.
Машины уходят в дальние рейсы
Кроме того, ряд грузовладельцев восстановили некоторые дальние рейсы фур с продуктами: они по-прежнему стали поступать из крупных дистрибутивных центров, а не приобретаться у местных мелких производителей.
Повысился спрос на рейсы в направлении Владивостока, откуда поступает в Центр РФ рыбная продукция, а также китайский продукции. В прошлом году они считались убыточными, а сейчас – вновь становятся привлекательными для тех владельцев подвижного состава, которые не могут найти другой работы.
Но большинство все-таки ищет рейсы на короткие и средние расстояния. Они – наиболее рентабельные, потому что увеличивают оборот подвижного состава. Например, это рейсы Москва – Тверь или Москва – Санкт-Петербург, рассказал предприниматель Иван Деменьшин.
На Северо-Западе наиболее высокая конкуренция за маршруты в сторону российских морских портов с внешнеторговыми грузами, добавила исполнительный директор Союза автоперевозчиков и экспедиторов Санкт-Петербурга и Ленобласти Ирина Метель.
Менее выгодными считаются перегоны в крупные промышленные центры в глубинке РФ: там редко сейчас могут предложить хорошие ставки. Однако по мере строительства новых производственных площадок и логистических терминалов в российских регионах к таким заказам начинает меняться.
По прогнозам участников рынка, в 2017 году ставки на автоперевозки могут вырасти, но в любом случае динамика у владельцев фур будет оставаться ниже, чем у железнодорожных операторов. Основная предпосылка для роста – сокращение рабочих парков, а также повышение требовательности клиентов, которые хотят привлекать к перевозкам современные типы подвижного состава. А таких машин будет все больше не хватать.
Удар по ритейлерам
Замедление темпов роста автоперевозок отчасти можно объяснить также и теми волнами протеста, которые прокатились, начиная с конца марта 2017 года по все стране. «В первый же день сотни большегрузных автомашин выстроились на обочинах федеральных трасс в разных регионах. Эта стачка объявлена бессрочной», – сообщил С. Падалка.
На этот раз тактика протеста изменилась: если ранее основным методом были митинги и замедление скорости движения фурами («улитки») на трассах, то теперь свое недовольство дальнобойщики выражают путем создания стихийных парковок вдоль дорог.
Сначала около сотни большегрузов припарковались на Московском шоссе в Санкт-Петербурге. Потом – под Казанью на обочине М-7 выстроились 200 грузовиков. Затем аналогичные стоянки стали возникать в Самаре, Иркутске, на трассах Ингушетии и Дагестане. В ряде случаев парковались, мешая движению, не только те, кто на данный момент был без работы. К ним присоединялись и водители, которые отказались принимать заказы на перевозки.
«Основная цель забастовщиков весной – максимально затруднить развозку продукции для розничной торговли. Когда прилавки опустеют, власть услышит о наших проблемах», – заявил лидер Объединения перевозчиков России Андрей Бажутин. Однако, как показывает практика, существенно повлиять на товарооборот ритейлеров автоперевозчикам вряд ли удастся. Автомобильная логистика – достаточно гибкая, а акции протеста пока что не могут набрать тот размах, на который рассчитывают их зачинщики.