Завтра начинают действовать новые тарифы в системе «Платон». Владельцы 12-тонных грузовиков будут платить 1,9 руб. за каждый пройденный километр федеральной трассы вместо нынешних 1,5 руб. Пересмотру тарифов предшествовала ожесточенная дискуссия между правительством и перевозчиками: последние в результате одержали небольшую победу, ведь изначально тариф планировалось поднять до 3 руб.
15 апреля 2017 года вступает в силу постановление правительства N330 о введении в действие нового тарифа для проезда 12-тонных грузовиков в рамках системы «Платон» — 1,91 руб. за 1 км вместо действующего 1,53 руб. В самом постановлении ставок нет, они рассчитываются исходя из базового тарифа (3,7 руб., который был зафиксирован еще в 2013 году на заре создания «Платона»), к которому применяется понижающий коэффициент: с субботы он равен 0,51.
Это первое повышение тарифов с момента создания системы в 2015 году. Тогда, напомним, решением премьера Дмитрия Медведева был установлен льготный тариф 1,53 руб. до 1 марта 2016 года. Такое решение было принято после массовых акции протеста дальнобойщиков и многочисленных обращений в правительство со стороны бизнеса. Новую дискуссию о тарифе Минтранс инициировал осенью прошлого года, и в январе 2017 года было подписано постановление правительства о тарифе 3,06 руб. Дальнобойщики из Объединения перевозчиков России отреагировали на это общероссийской акцией протеста, их поддержал Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов, но другие отраслевые ассоциации, в частности профсоюз «Дальнобойщик» и ассоциация «Грузоавтотранс», участвовать отказались. Последняя сумела организовать встречу с премьером Медведевым, где его удалось убедить в том, что тариф нужно поднимать плавнее. По итогам встречи 24 марта и вышло постановление N330.
В Росавтодоре «Ъ» заявили, что в связи с решением о продлении льготного тарифа «сдержанный прогноз» о сумме сборов от «Платона» по итогам 2017 года составляет 23 млрд руб. Это на 11 млрд руб. меньше, чем планировалось ранее (такую сумму в марте называл министр транспорта Максим Соколов при запланированном тарифе 3,06 руб.), но на 5 млрд руб. больше, чем в 2016 году. Поступления от «Платона» составят почти 10% от средств, которые будут выделены в этом году на ремонт, капремонт и содержание федеральных трасс (248 млрд руб.), пояснили «Ъ» в Росавтодоре.
Тем временем в ряде регионов акции дальнобойщиков против «Платона» продолжаются. Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) утверждает, что в отдельных субъектах из-за забастовки сократился ассортимент товаров, а на некоторые — выросли цены, об этом организация сообщила в письме премьеру Дмитрию Медведеву. ОЗПП просит главу правительства «предотвратить кризис снабжения» из-за риска прекращения поставок мяса, овощей, муки, сахара, яиц. Комитеты Совета федерации по бюджету и по экономической политике совместно с правительством РФ планируют «проанализировать обоснованность и эффективность работы системы», заявил сенатор Вячеслав Мархаев.
«Пока сигналов от торговой отрасли о перебоях с поставками товаров нет, большинство из них имеют свой автопарк и сами доставляют себе продукцию»,— заверил вчера замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. В Росавтодоре ранее говорили, что акция протеста отнюдь не общероссийская, в ней участвует суммарно не более 200 машин. «Тариф в системе не оказывает влияния ни на экономику перевозчиков, ни на потребителей»,— заявили вчера в ведомстве.
«Повышение тарифов «Платона», безусловно, приведет к повышению тарифов на перевозки,— заявил «Ъ» начальник отдела российского экспедирования логистической компании «Даксер» Алексей Черкашин.— Мы в том числе планируем увеличить ставки и уже начали процесс их согласования с нашими клиентами». При этом он отметил, что повышение цен связано не только с «Платоном», но и стоимостью топлива и инфляцией. «Когда будет следующее удорожание в системе для большегрузов, судить сложно; не удивлюсь, если это произойдет к концу года»,— говорит он. Директор по операциям FM Logistic Александр Павлов сообщает о том, что по-прежнему сохраняется проблема контроля за сбором средств в рамках «Платона». «Нужно каждое ТС оборудовать транспондерами и постоянно контролировать их работоспособность»,— говорит он.
Иван Буранов