26.05.2017

В преддверии форума «Транспорт Сибири» о вопросах, стоящих перед дорожно-транспортной отраслью, и задачах, которые требуют оперативного решения, сибирскому бюро газеты «Коммерсантъ» рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский.

— Каковы приоритетные задачи развития дорожной сети Новосибирской области?

— В качестве залога экономического успеха Новосибирской области рассматривается создание транспортного каркаса Новосибирской агломерации, а в качестве приоритетного направления дорожной отрасли правительство региона определило строительство автодорожных обходов Новосибирска, а также строительство и реконструкцию автодорог в его 50-километровой пригородной зоне.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В 2011 году было завершено строительство автомобильной дороги федерального значения Северный обход, позволившей связать маршруты западного направления со стороны Омска и восточного направления — Кемерово и Красноярска. В 2013 году было начато строительство первого этапа автомобильной дороги федерального значения Восточный обход Новосибирска на первом 20-километровом участке, призванной соединить автомобильную дорогу Р 255 «Сибирь» с дорогой федерального значения Р 256 «Чуйский тракт» и обеспечить выход на страны азиатского региона — Монголию и Китай.

Кроме того, в 2014 году начата реализация проекта реконструкции до параметров первой технической категории 30-километрового участка автомобильной дороги федерального значения Р 254 «Иртыш», призванной обеспечить пригородную зону Новосибирска современной дорожно-транспортной инфраструктурой и обеспечить беспрепятственный транзит автотранспорта на подъезде к Новосибирску со стороны Омска.

Дополнительным инструментом формирования транспортного каркаса Новосибирской агломерации и приведения в нормативное и безопасное транспортно-эксплуатационное состояние ее автомобильных дорог на ближайшее десятилетие станет приоритетный проект стратегического развития «Безопасные и качественные дороги». В рамках областной госпрограммы по развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области направляются значительные средства на объекты стройки, реконструкции и все виды ремонта. Также среди приоритетов минтранса — приведение в нормативное состояние маршрутов, по которым проходит движение школьных автобусов в сельской местности, поскольку безопасность обучающихся находится на контроле правительства региона.

— Каков объем дорожного фонда Новосибирской области в 2017 году и как он будет распределяться по видам работ?

— Дорожный фонд составляет чуть более 11 млрд руб. В эту цифру входят межбюджетные трансферты из федерального бюджета в объеме 1,29 млрд руб., направленные на софинансирование мероприятий приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» (1 млрд руб.), а также на обустройство сельских населенных пунктов дорожными объектами (296,5 млн руб.).

Капитальные вложения из средств Дорожного фонда в объекты государственной и муниципальной собственности в 2017 году составят 2,53 млрд руб., на содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений будет направлено 3,14 млрд руб., на планово-предупредительный ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них — 677,2 млн руб., на капитальный ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений общего пользования — 373,3 млн руб., на ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений общего пользования — 499,6 млн руб. Субсидии местным бюджетам, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений, утверждены в объеме 2,45 млрд руб.

— В регионе планируется создать концепцию дорожного сервиса. Чья это инициатива и в чем ее суть?

— Новосибирская область нуждается в многофункциональных объектах дорожного сервиса, обладающих полным комплексом услуг: от АЗС и автостоянок до пунктов питания и отдыха. Причем особое внимание необходимо обратить на стоянки автотранспорта с опасными грузами. Именно поэтому концепция размещения многофункциональных комплексов дорожного сервиса является актуальной для автодорог федерального и регионального значения.

Разработку документа ведет минтранс совместно с Территориальным управлением автомобильных дорог региона по решению совета по инвестициям Новосибирской области. Сейчас мы готовим две карты. На одной из них будут представлены существующие объекты дорожного сервиса, развивающиеся и вновь строящиеся — где инвестор уже есть. На второй карте будут отражены места, где по нормативным требованиям возможно размещение объектов дорожного сервиса.

— Что делается для повышения качества пассажирских перевозок? Каковы итоги транспортного обслуживания населения за 2016 год?

— Основным направлением деятельности минтранса Новосибирской области в сфере организации пассажирских перевозок является реализация мероприятий госпрограммы «Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта для населения на 2014–2021 годы». Развитие транспорта требует комплексного системного подхода.

Сегодня все районы и крупные муниципальные образования Новосибирской области охвачены транспортным сообщением. В сельских муниципальных районах области действуют 517 автобусных маршрутов: 420 — внутрирайонных, 36 — межмуниципальных, 61 — городской. В летний период для перевозки пассажиров к садово-дачным обществам и кооперативам дополнительно организуется 32 маршрута, на которых задействовано 82 автобуса. В 2016 году перевозчики в муниципальных районах с помощью федеральных программ утилизации изыскали возможность приобрести 16 автобусов на общую сумму 38,7 млн руб.

Перевод автотранспорта на использование газа в качестве моторного топлива считается одним из приоритетных направлений в работе пассажирского транспорта. В муниципальных районах общее количество автобусов, работающих на газомоторном топливе, в настоящее время составляет 361 единицу (62,3% от общего количества).

С незначительным приростом объема пассажирских перевозок закончила 2016 год компания «Экспресс-пригород», отвечающая за пригородное железнодорожное сообщение. С вводом зимнего графика движения пригородных поездов на 2017 год перевозки осуществляли по будням — 67 пар пригородных поездов, по выходным — 52 пары. С вводом летнего расписания размеры движения увеличились и составляют по будням и выходным 77 пар.

Пассажирские перевозки внутренним водным транспортом в пригородном сообщении на территории Новосибирской области вследствие незначительных объемов и сезонности работы рассматриваются как вспомогательный и социальный вид транспорта. Общая протяженность водных путей пассажирского сообщения по маршруту Речной вокзал — Седова Заимка составляет 50 км.

— Какие бюджетные ассигнования регион направляет на обеспечение доступности общественного транспорта для населения региона?

— По итогам 2016 года на эти цели было направлено 2,52 млрд руб. или на 25,1% больше, чем в 2015 году. Основной задачей регионального минтранса на 2017 год является сохранение доступности услуг общественного пассажирского транспорта для населения на уровне не ниже прошлого года. Плановый объем бюджетных ассигнований в сфере организации пассажирских перевозок составит 2,59 млрд руб. Прирост расходов областного бюджета составит 67 млн руб. Для обеспечения баланса экономических интересов перевозчиков и потребителей транспортных услуг на основе доступности услуг и обеспечения эффективности деятельности перевозчиков мы предлагаем 10 шагов по выводу отрасли из кризиса. Среди них внедрение тотального учета поездок льготников на всех муниципальных и межмуниципальных маршрутах для повышения эффективности расходования средств областного бюджета и перехода в дальнейшем на электронный учет не только поездок, но и выручки; возвращение к системе долгосрочных проездных билетов, только в электронной форме; возобновление оказания гос­поддержки на обновление автобусного парка и предоставление межбюджетных субсидий на приобретение автобусов для муниципальных перевозчиков. Это позволит повысить их конкурентоспособность на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров на муниципальных маршрутах.

— Минтранс следит за ситуацией с нелегальными таксистами в регионе. Как изменилась она за последний год? Повлияло ли на ситуацию появление сервисов заказа такси в регионе?

— За последние несколько лет рынок такси в технологическом плане претерпел существенные изменения. Активное развитие диспетчерских служб и агрегаторов привлекло в такси большое количество нелегальных перевозчиков. Как правило, это владельцы автомобилей, которые в свободное время выходят на подработку. При этом они не проходят медицинский осмотр перед выездом на линию, а их транспортное средство — технический контроль, автолюбитель не имеет регистрации в налоговых органах и, как следствие, бюджет не получает налоги. Минтранс Новосибирской области при содействии ГИБДД, МВД и Ассоциации таксомоторных перевозчиков Сибири проводит рейды с целью выявления нелегальных перевозчиков. С начала года за осуществление незаконной предпринимательской деятельности привлечено к административной ответственности 10 водителей, размер административного штрафа составляет до 2,5 тыс. руб.

— Как оцениваете ситуацию в сфере речных перевозок?

— Речной транспорт играет существенную роль в обеспечении межрегиональных перевозок в районы Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. По итогам заседания президиума Госсовета по вопросам совершенствования сети автодорог в Новосибирске президент России Владимир Путин подписал перечень поручений, в том числе по переориентации перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов с автомобильного на железнодорожный и внутренний водный транспорт с целью обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Обслуживание пассажиров водным транспортом осуществляется по сезонному пригородному маршруту Речной вокзал — Седова Заимка. Минтрансом Новосибирской области ежегодно согласовывается размер провозной платы для пассажиров значительно ниже уровня экономически обоснованных тарифов, обеспечивающих безубыточность деятельности перевозчика. Также предоставляются льготы и преимущества по провозной плате в соответствии с законодательством Новосибирской области. В границах Ордынского района Новосибирской области ежегодно организуются пассажирские и грузовые перевозки на паромных переправах по внутрирайонным сезонным маршрутам р.п. Ордынское — с. Нижнекаменка и с. Спирино — с. Чингис.

Водным транспортом доставляются в основном минерально-строительные грузы (щебень, гравий, бутовый камень, объекты промышленно-гражданского строительства, цемент, ЖБИ, нефтеналивные грузы). В Аппарате полномочного представителя президента России в СФО состоялось совещание по обсуждению вопроса реализации мер, направленных на переориентацию грузовых потоков с автомобильных дорог на внутренний водный транспорт. В качестве основной задачи развития водного транспорта в этом году определена модернизация Ташаринского грузового портового района. Развитие порта позволит решить проблему неразвитости рынка интегрированных транспортных услуг с участием речного транспорта. В первую очередь это касается организации эффективных мультимодальных перевозок. Помимо этого, порт Ташара рассматривается как объект, на базе которого может получить свое дальнейшее развитие Новосибирский речной порт в случае его переноса за пределы городской черты.

— На этой неделе в Новосибирске пройдет VI международный форум «Транспорт Сибири». Какие вопросы будут обсуждаться на экспертных площадках?

— По оценке экспертов, международный форум «Транспорт Сибири» является ключевой площадкой в масштабах Сибири для взаимодействия отраслевых участников транспортной индустрии, выработки инновационных стратегий и принятия решений для развития транспорта и транспортно-логистической инфраструктуры округа. За годы проведения форум доказал свою деловую жизнеспособность не только количеством действительно полезных и разноплановых мероприятий, но и высоким уровнем экспертов. Как и в прошлые годы, мероприятия форума охватят все сферы транспортного и дорожно-строительного комплексов — воздушный, железнодорожный, водный и грузовой транспорт, такси, транспортно-логистический комплекс, безопасность дорожного движения, науку, образование и кадры.

— Какова главная тема форума?

— Пленарное заседание в этом году будет посвящено транспорту будущего. Темы инноваций транспортного комплекса найдут отражение во всех мероприятиях деловой программы форума по каждой секции. В рамках секции воздушного транспорта впервые пройдет расширенное заседание экспертной группы по развитию авиации при полномочном представителе президента России в СФО. Мероприятия деловой программы по железнодорожному транспорту будут посвящены обсуждению перспектив комплексного транспортного обслуживания населения субъектов РФ и вопросам безопасности на железнодорожном транспорте. Наряду с перспективами развития транспортно-логистических технологий и инфраструктуры большое внимание будет уделено вопросам развития внутреннего водного транспорта, в соответствии с поручениями президента России, данными в августе 2016 года.

Надеюсь, форум «Транспорт Сибири» позволит обеспечить широкое обсуждение вопросов с коллегами из различных регионов России, будет способствовать выработке эффективных мер по преодолению имеющихся проблем, налаживанию конструктивного делового партнерства и плодотворного сотрудничества в интересах благополучия жителей, как Сибири, так и России в целом.

— Одновременно с форумом пройдет специализированная выставка TransSiberia. Что она будет собой представлять?

— Это выставка достижений транспортной отрасли и дорожно-строительной техники для специалистов и экспертов отрасли, где можно будет ознакомиться с новейшими образцами техники. Общая площадь выставочной экспозиции в закрытом павильоне составит 7,2 тыс. кв. м. В выставке примут участие ведущие компании по производству и продаже складской и дорожной техники, а также организации, оказывающие весь спектр транспортно-логистических услуг. Подтвердили участие 35 государственных структур и коммерческих организаций Новосибирска, Москвы, Набережных Челнов, Томска, Твери, Нижнего Новгорода, Забайкальска, Челябинска, Кемерово, Екатеринбурга, Самары, Санкт-Петербурга, а также из Белоруссии.

Беседовал Антон Вебер

Коммерсантъ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики