В Новосибирской области стартовал проект «Безопасные и качественные дороги». За счет федерального, регионального и муниципального бюджетов к концу 2025 года планируется реконструировать 577,7 км автомобильных дорог на территории Новосибирской агломерации и ликвидировать 71 место концентрации ДТП. Около 100 км автодорог и 33 аварийно-опасных участка улично-дорожной сети региональный Минтранс и дорожники намерены отремонтировать до конца текущего года.
На условиях софинансирования
После двухмесячного публичного обсуждения Минтранс Новосибирской области приступил к реализации региональной программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, разработанной в рамках федерального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», рассчитанного до конца 2025 года. Ключевая цель проекта — приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог и улично-дорожной сети с учетом соблюдения требований технического регламента Таможенного союза, сокращение числа аварийно-опасных участков не менее чем на 50% к концу 2018 года и на 85% — к концу 2025 года.
На данный момент общая протяженность дорожной сети Новосибирской агломерации составляет 1058,8 км. Доля дорог, соответствующих нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию на конец 2016 года составляла 327,13 км (около 31%).
По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Евгения Ракова, реализация программы предусматривает три этапа, которые включают в себя как некапиталоемкие мероприятия по обустройству и ремонту дорожной сети, повышению безопасности дорожного движения, так и ряд масштабных проектов, направленных на дорожно-строительные работы по строительству и реконструкции. «Всего за период реализации программы, до 2025 года, запланировано выполнить реконструкцию и строительство 53,5 км автомобильных дорог агломерации, отремонтировать 510,2 км автомобильных дорог и ликвидировать 71 место концентрации ДТП на 14 км автомобильных дорог. Общая протяженность отремонтированных автомобильных дорог к 2025 году составит 577,69 км»,— отметил он. Работы на улично-дорожной сети агломерации запланированы в Новосибирске, Бердске, Искитиме, Оби, наукограде Кольцово, автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения.
По соглашению, подписанному в феврале между правительством Новосибирской области и Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), в 2017 году в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» регион получил межбюджетные трансферты в размере 1 млрд руб. Софинансирование областного бюджета на эти цели запланировано в том же объеме. «До 2025 года федерация ежегодно будет выделять на ремонт дорог Новосибирской агломерации 1 млрд руб., при этом затраты регионального бюджета будут каждый год увеличиваться. Сначала 1 млрд руб., потом 1,2 млрд руб., и так до 1,4 млрд руб.»,— говорит Евгений Раков.
Как ранее комментировал губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, «благодаря оперативному и конструктивному сотрудничеству Минтранса России и подведомственных ему учреждений» Новосибирской области удалось одной из первых в России заключить соглашение о предоставлении в 2017 году межбюджетных трансфертов на выполнение федерального проекта.
Комплексный подход
По словам начальника управления дорожного комплекса министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергея Эпова, объекты для проведения дорожно-строительных работ выбирались согласно методическим рекомендациям, разработанным федеральным центром. «Существует ГОСТ, который четко определяет понятие аварийно-опасного участка, и в областном ГИБДД ведется перечень таких участков. Последние три года, благодаря активной работе системы фотовидеофиксации, в регионе происходит снижение аварийности. Поскольку данная мера является одним из самых действенных способов воспитания правильного поведения водителей на дорогах, то она тоже включена в программу»,— отметил он. «Работы по программе „Безопасные и качественные дороги“ связаны не только с приведением в нормативное состояние автодорог, но и ряда других составляющих. В том числе и улично-дорожной сети, которая включает в себя тротуары, пешеходные дорожки, пешеходный переход, технические средства организации дорожного движения, освещение и другие элементы, связанные с безопасностью»,— со своей стороны заметил Евгений Раков.
Выбор объектов дорожно-строительных работ осуществлялся по двум основным критериям. «Это должны быть магистральные улицы ядра агломерации — Новосибирска, а также автодороги, которые в 50-километровой зоне от него имеют с ним связь. Города-спутники (Бердск, Искитим, Обь и р.п. Кольцово) были выбраны, так как все они имеют связь с дорогами улично-дорожной сети областного центра»,— пояснил Сергей Эпов.
Первый этап программы «Безопасные и качественные дороги» планируется реализовать до конца 2018 года. Общий объем финансирования составит 4,6 млрд руб., из которых 2 млрд руб. — средства федерации, 2,1 млрд руб. — регионального бюджета, 512 млн руб. — вложения муниципальных образований Новосибирской области. «Доведение средств проводится поэтапно, по мере начала выполнения работ. Минтранс области будет строго контролировать качество и сроки выполнения работ, а также расходование федеральных и областных субсидий»,— подчеркивает Евгений Раков. В 2017 году 480 млн руб. федеральных средств получил Новосибирск, 120 млн руб. — города Бердск, Искитим, Обь, р.п. Кольцово. Оставшиеся 400 млн руб. власти направили на ремонтные работы на региональных и межмуниципальных автодорогах.
В текущем году дорожники намерены отремонтировать 99,2 км и ликвидировать 33 аварийно-опасных участка на автодорогах регионального, межмуниципального и местного значения, входящих в Новосибирскую агломерацию. Запланирован комплекс мероприятий по улучшению дорожных условий на аварийно-опасных участках ул. Красная Сибирь в Бердске, ул. Советской и пр. Юбилейный — в Искитиме, ул. Ломоносова, Вокзальная, Железнодорожная, пер. Планировочный — в Оби, а также ремонты проезжих частей автодорог. В р.п. Кольцово планируется ликвидировать три места концентрации ДТП, отремонтировать ряд дорог, в том числе в микрорайоне «Новоборский», участок ул. Молодежной. «Мы впервые приступаем к реконструкции участков дороги Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий, также запланирован ремонт участков магистралей Новосибирск — Кочки — Павлодар, Верх-Тула — Ленинское — ОбьГЭС, Инская — Барышево, Новосибирск — Садовый»,— говорит Евгений Раков.
С контролем качества
Областной центр первым среди муниципальных образований, которых касается проект, заключил госконтракты с подрядчиками на выполнение работ. В рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» до конца 2025 года здесь планируется привести в порядок 219 км дорог и ликвидировать 43 очага аварийности.
В 2017 году в Новосибирске предстоит отремонтировать 20 км автодорог на девяти улицах и улучшить дорожные условия на 15 аварийно-опасных участках. Планы 2018 года — ремонт 25 км автодорог и ликвидация девяти мест концентрации ДТП. Только на одном участке реализации приоритетного проекта в городе Новосибирске — дороге на ул. Петухова от пл. Кирова до Советского шоссе — в 2017 году планируется отремонтировать более 53 тыс. кв. м покрытия дороги, тротуары будут отремонтированы на площади более 8 тыс. кв. м, планируется заменить шесть светофоров на пл. Кирова, ул. Петухова, ул. Громова, на остановке общественного транспорта «Кировский универмаг». Помимо федеральных средств по программе «Безопасные и качественные дороги» на ремонт дорожной инфраструктуры город получит 320 млн руб. из областного бюджета и 236 млн руб. — из муниципального.
Право на выполнение работ в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» в Новосибирске по итогам конкурса получили четыре крупные организации — «Новосибирскавтодор», «Союздорстрой», «Сибавтобан» и «Дорсиб плюс». «На качество покрытия дается гарантия в пять лет,— говорит начальник муниципального казенного учреждения „Управление дорожного строительства“ Новосибирска Юрий Алексеевский.— Если за это время дороги придут в плохое состояние, подрядчики будут восстанавливать разрушения за свой счет. Их работу будут контролировать наше ведомство, независимые организации, имеющие аккредитацию, а еще — федеральное управление автомобильных дорог».
По словам Евгения Ракова, власти Новосибирской области рассматривают возможность использовать средства проекта «Безопасные и качественные дороги» в том числе и на строительство пешеходных переходов через автомобильные дороги Новосибирской агломерации. «Стоимость надземного пешеходного перехода в городской черте составляет не менее 50 млн руб., подземного — около 100 млн руб. Такие огромные средства связаны с переносом большого количества коммуникаций,— говорит он.— Пешеходные переходы — один из важнейших элементов улично-дорожной инфраструктуры и мы намерены продолжить их строительство, несмотря на ограниченные возможности бюджета. Думаю, в 2018 году приступим к проектным работам, в 2020 году — начнем строительство».
Антон Вебер