Представители самарских предприятий обсудили с министром транспорта и автомобильных дорог губернии поправки в Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Самарской области».
В губдуме 30 мая был принят законопроект об ограничении движения большегрузного транспорта по Самаре днем, во время подготовки и проведения матчей чемпионата мира по футболу 2018 года.
По словам чиновников, этот закон «…защитит комфортную среду проживания самарцев».
Проект в силу еще не вступил, но уже породил споры и разногласия. С одной стороны, многие понимают, что большегрузам на дорогах Самары не место, мол, аварий много, газовых выхлопов, с другой стороны, как, к примеру, доставлять свежее молоко на предприятия или только что испеченный хлеб?
Предприниматели и производители встревожены.
— Принятые поправки, безусловно, вызывают опасения у всех участников рынка, — отмечает региональный менеджер по логистике «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» Илья Елецких.
— Беспокойство, в первую очередь, связано с предлагаемой моделью управления транспортными потоками в городе, которая повлечет за собой полную перестройку бизнесом логистических цепочек, может отразиться на транспортных затратах и в дальнейшем — на конечной цене продукции.
Кроме того, сейчас на рынке нет необходимого количества коммерческого малотоннажного транспорта, предназначенного для перевозки продуктов питания, в том числе и скоропортящейся продукции.
В долгосрочной перспективе установленные ограничения могут негативным образом сказаться и на обеспечении спортивных инфраструктурных объектов города и предприятий торговли. Последние могут пострадать в большей степени: если для малых и средних форматов торговли введение режима «ночной доставки» создаст дополнительные финансовые издержки по оплате труда работников в ночное время, то крупный ретейл вынужден будет либо осуществлять выгрузку товаров ночью, нарушая так называемый «закон о тишине», либо полностью перестраивать логистику и сталкиваться с проблемой ее удорожания. Решением данной проблемы могло бы стать введение отдельных маршрутов по принципу выдачи временных разрешений (пропусков). Подобная практика уже более двух лет успешно применяется в Москве.
Но министр транспорта и автомобильных дорог губернии Иван Пивкин заявил, что никаких «пропусков» не будет, и заверил, что поводов для спора нет.
— На большей части улиц Самары движение будет разрешено, — объясняет Иван Пивкин. — Ограничения коснутся только дорог, которые входят в маршрутную сеть чемпионата мира.
Промзону ограничения никак не затронут. Мы соберем рабочую группу и детально обсудим транспортную схему, чтобы соблюсти интересы крупного бизнеса. Властям важно, чтобы предприятия в нашем регионе успешно функционировали и наращивали объемы производства.
Если закон будет подписан, то машины, масса которых вместе с грузом больше 8 тонн, не смогут проехать по улицам Демократической, Ново-Садовой, по Московскому, Красноглинскому, Волжскому шоссе, по дороге от аэропорта к трассе М-5 и городским дорогам в районе площади Куйбышева и площади Революции с 6.00 до 22.00. Ограничение будет действовать до 14 июня 2018 года. Машинам придется ездить в Самару через Кировский мост, Ракитовское шоссе или Аврору, когда там закончится ремонт. Если будет необходимость проехать по улице Ново-Садовой, так тоже нет проблем. Постоят загруженные машины где-то в неведомых «отстойниках» до наступления ночи, а потом развезут все необходимое по городу.
Но возмутились представители сетевых магазинов, которые привозят в торговые точки продукты и предметы первой необходимости как раз на огромных фурах. Выгружать машины ночью не позволяют правила СанПиНа. Многие торговые точки находятся на первых этажах жилых зданий, и спящие самарцы однозначно не будут рады ночным разгрузкам под окнами.
— В городе 169 магазинов, снабжение продуктами идет из двух центров: один — в Кинеле, второй — в Ново-Семейкино, — объясняет представитель российской мультиформатной продуктовой розничной компании Х5 Ритейл Групп Алексей Сорокин. — Продукты развозим каждый день. В нашем автопарке весь транспорт больше 8 тонн. Мы собирали не одно совещание, чтобы выйти из этого положения, но так и не можем найти решение.
Если перевести все на малотоннажные машины, представьте, 150 «газелей» поедут вместо 15 большегрузов. Это наверняка не улучшит транспортную ситуацию на дорогах.
На это замечание министр порекомендовал пересмотреть логистику, пользоваться дорогами, на которых не будет ограничений, и напомнил, что малотоннажный транспорт — это не только «газели».
Еще одной сложностью стало то, что для перевозки некоторых скоропортящихся продуктов требуются особые условия транспортировки. А если существующие большегрузные машины, в которых созданы необходимые условия, не подходят по весу, кто повезет продукты? Да и где в одночасье взять столько малогрузных машин, чтобы все необходимое вовремя и не нарушая нового закона успеть доставить в магазины города?
Вопросов новый законопроект поднял немало. В целом представители бизнеса отнеслись к проекту с пониманием, но спорные моменты остались. Сейчас создана рабочая группа, которая должна решать все эти вопросы. Если закон будет принят, то все нормы вступят в действие к августу.
Вес машины будут определять представители ГИБДД. Весь фуры будут вычисляться путем сложения массы груза по накладным и массы самой машины.
Мария Жаркова, представитель молочного комбината «Самаралакто» АО «Данон Россия»:
— Для нас важен свободный въезд в промзону. Если этот закон будет принят в том варианте, какой мы обсуждали на совещании с Иваном Пивкиным, — в любое время суток будут открыты три въезда в город и промзона, то он никак не повлияет на нашу работу. У нас нет прямой доставки в магазины. Мы свою продукцию отправляем большегрузными машинами в распределительные центры крупных торговых сетей либо же продукт забирают у нас со склада дистрибьютеры. А вот если бы промзона была закрыта в дневное время, у нас на складе мог бы произойти коллапс. Хочется надеяться, что после вступления в силу закон окажет минимальное влияние на нашу работу и никак не повлияет на качество продуктов.
Елена Коленбет, исполнительный директор ОАО «Самарский жиркомбинат»:
— Даже если въезд на Заводское шоссе будет открыт, то ограничения все равно нас затронут. Сырье к нам поступает со всех направлений, и развозка продукции идет во все стороны. Производство непрерывное. С введением поправок сложности будут. Мы очень тесно связаны с компанией Х5 Ритейл Групп и с другими крупными сетевыми компаниями. «Х5» забирают у нас продукцию на условиях самовывоза, следовательно, если у них будут проблемы с транспортом, то у нас будут проблемы с разгрузкой. Для потребителей такие сложности станут заметны в стоимости продукта. Если рассматривать переход на менее большегрузные машины, то такого автопарка просто нет в наличии. Для перевозки нашей продукции требуется соблюдение температурного режима +2…+6.
Дмитрий Смольников, директор дивизиона операционной логистики и клиентского сервиса в регионе Урал — Поволжье пивоваренной компании «Балтика»:
— Важно учесть, что планируемые ограничения потребуют от бизнеса оперативной адаптации и перестройки некоторых внутренних процессов.
Так, например, в связи с необходимостью перехода с крупнотоннажного на малотоннажный транспорт могут возникнуть сложности с наличием таких малотоннажных машин. Учесть опыт и экспертизу бизнеса, ведущего свою деятельность в регионе, призвана рабочая группа. Мы готовы участвовать в ее работе.