Вчера, 15 августа 2017 года, в Барнауле прошел круглый стол «Проблемы весового контроля при перевозке сыпучих грузов».
В нем приняли участие руководители транспортных компаний, представители Министерства строительства, транспорта, ЖКХ Алтайского края, «Алтайавтодора», Бийского гравийно-песчаного карьера, предприятий АПК края, ученые Алтайского государственного технического университета. На круглом столе выступили член Правления СААП, директор ООО «Транспортная компания «Алтай» Юрий Бетеньков и представитель СААП в Алтайском крае Алексей Паженцев.
Участники круглого стола приняли резолюцию, в которой отмечают, что проблема весового контроля при перевозке сыпучих грузов — одна из наиболее актуальных тем для грузоотправителей и грузоперевозчиков:
«… Согласно ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ за превышение допустимой массы транспортного средства (ТС) и (или) допустимой нагрузки на ось ТС, либо массы ТС и (или) нагрузки на ось ТС, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов ТС, либо габаритов в специальном разрешении, несут ответственность юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществившие погрузку в ТС.
Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 80 000 до 100 000 рублей, на юридических лиц – от 250 000 до 400 000 рублей.
Лицо, осуществляющее погрузку в ТС, должно разместить и закрепить груз таким образом, чтобы не допустить превышение допустимой массы и нагрузки на ось, установленных Приложениями №№ 1, 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением правительства РФ № 272 от 15.04.2011 г.
Между тем, в процессе движения автотранспортного средства происходит перемещение (уплотнение) груза в кузове за счет воздействия на него кинетических нагрузок (резкое торможение, подъем/спуск и т. д.), что объективно сказывается на последующих показателях измерений осевых нагрузок. Осуществляя добросовестный контроль общей массы и осевых нагрузок в месте погрузки, грузоотправитель/грузоперевозчик не имеет возможности сохранить их статическое состояние до пункта весового контроля.
Данные обстоятельства имеют существенное значение не только для производителей инертных материалов, но и для аграрного сектора экономики, поскольку щебень наравне с зерном является сыпучим материалом и его невозможно закрепить в кузове ТС.
Участники круглого стола считают, что для подтверждения отсутствия вины лиц, осуществляющих погрузку сыпучего груза, за превышение осевых нагрузок, возникающих в процессе движения ТС с соблюдением норм загрузки по общей массе необходимо:
- Провести натурный эксперимент по измерению осевых нагрузок большегрузных ТС при перевозке сыпучих (делимых) грузов в момент разгона, торможения, спуска и подъема на примере щебня фракции 5/20 и зерна.
- Хармалову И.В., к.т.н., профессору, декану строительно-технологического факультета ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова» обеспечить необходимое оборудование и методику для осуществления измерений, организовать натурный эксперимент в течение 15 рабочих дней после принятия данной резолюции.
- Гулеватому И.В. заместителю начальника-начальнику службы весового контроля КГКУ «Алтайавтодор», оказать содействие в проведении экспериментальных исследований, предоставив техническую возможность осевого взвешивания до и после эксперимента.
- Вириитину В.М., директору ООО «Алт Авто» предоставить необходимое транспортное средство, согласно отчета НИР для проведения эксперимента.
- Колерту Э.В. директору ООО «БГПК» обеспечить погрузку продукции (щебня) в транспортное средство для проведения эксперимента.