04.09.2017

Бывший гендиректор омского «Мостовика» Олег Шишов в эксклюзивном интервью Тайге.инфо рассказал, может ли четвертый мост через Обь в Новосибирске стоить больше, чем легендарный проект на острове Русский, где может возникнуть транспортный тромб, нужен ли в проекте «несуразный пилон» и оправдана ли цена проезда в 150 рублей.

 
Тайга.инфо: НПО «Мостовик» выполнял предпроектные работы по четвертому мосту в Новосибирске. И тогда стоимость моста оценивалась в 20,9 млрд рублей. А потом, начиная с 2015 года, она почему-то начала расти с каждым годом чуть ли не на десятки процентов. В 2016 году называли уже 26 млрд. Потом — 30–31. Последние цифры — 35 млрд. А с учетом концессии может получиться и все 40. Чем обусловлен такой рост?

 

— Стоимость нашего проекта определялась на основе ведомости объемов работ и проверялась экспертизой. Без подробного анализа, без ведомости объемов работ, технологии, условий, сроков инвестирования проекта, разработанного другой проектной организации из Санкт-Петербурга, трудно ответить точно на этот вопрос. Но мы можем сравнить с другими проектами из нашей истории. Нами было запроектировано и построено много крупных, уникальных, объектов, которые значительно больше, чем четвертый или (как его еще называют) Центральный мост через Обь в Новосибирске.

 

Например, я сравниваю по цифрам с мостом на остров Русский. Там длина моста — 3 км. Это самый крупный вантовый мост в мире. Средний пролет — 1104 метра. Высота над водой более 70 м, а высота пилонов — 324 м — выше Эйфелевой башни. Я уже не говорю про сейсмику, ветер и прочие условия. Сроки строительства были рекордными. Сверхрекордными. Там, в конечном итоге, была определена стоимость на конец 2012 года — 32 млрд рублей. И то, заказчик оплатил только 30,5. Поэтому, действительно, несоизмеримо — примерно одна цена за уникальный мост на остров Русский через морской пролив и за несложный мост через Обь.

 

Тайга.инфо: Правда ли, что мост на остров Русский стоил только 32 млрд? Были разговоры, что там был плохой проект. Якобы пришлось привлекать французов, они сделали поправки, и проект обошелся России более чем в 50 млрд рублей.

 

— Это неправда. Никто наш проект не корректировал. Многие иностранные специалисты, в том числе французы, подтверждали высокое качество сложного проекта. Еще когда велось проектирование, и мы только приступали к строительству этого моста, этот объект контролировал лично президент Владимир Владимирович Путин. Он очень подробно вникал в суть стоимости. Я ему подробно докладывал, что на квадратный метр аналогичного объекта в Европе стоимость в долларах столько, в Азии столько, а у нас столько. Время строительства такое-то. Мы давали полный анализ стоимости и проблем строительства. Мы построили и быстрее, и дешевле. После подписания контракта заказчик не только не увеличил, а даже сократил на 1,5 млрд стоимость моста. Поэтому, сравнивая мост в Новосибирске с мостом на остров Русский (цифры почти совпали: 30,5 млрд там было в 2012 г., а тут — 35 млрд), я и говорю: что-то не соответствует. Когда новый крутой «Мерседес» стоит 30 и новые простые «Жигули»- 35, что-то не так.

 

Тайга.инфо: Говорят, что очень дорогие развязки на берегах Оби.

 

— Можно разными способами обосновать стоимость. Я как профессионал много случаев таких видел. Поэтому здесь нужно более подробно анализировать. Но мы, когда сделали свое предложение, обсуждали и с заказчиком —городом Новосибирском, и на градостроительном совете, и со специалистами, и с экспертами, которые оценивали стоимость. Мы же не просто назвали эту стоимость! Были эксперты, которые проверяли проект. Поэтому мы назвали адекватную цифру. В тех ценах, которые мы давали, она была такая — 21 млрд. Естественно, если мы говорим о нынешних ценах, то конечно, произошла какая-то инфляция, и есть какое-то естественное удорожание. Но оно объективно просто считается.

 

Тайга.инфо: Но за два года инфляция не должна была так вырасти.

 

— Я тоже так считаю.

 

Тайга.инфо: А вы изучали вопросы целесообразности размещения моста, его транспортной эффективности и так далее? Есть много вопросов у нас, простых жителей Новосибирска. Например, почему мост проходит над развязкой на правом берегу и к нему не примыкает ни одна из центральных улиц — таких, как Красный проспект, Большевистская?

 

— Мы всегда моделируем будущие транспортные потоки. Мы запроектировали много объектов в разных городах Российской Федерации, и все они адекватно работают. У нас было уникальное разработанное в Швейцарии, программное средство, которое моделирует транспортные потоки. И для четвертого моста мы тоже делали компьютерную модель. И, естественно, связывали все артерии, чтобы всё «жило», разгружало магистрали. Это основной принцип нашего проектирования, который был применен и на этом объекте тоже. Обходить какие-то транспортные потоки и развязки — это ошибка. Потому, что будет возникать коллапс, транспортный тромб. Мы всегда сравнивали транспортные потоки с артериями человека. Все должно проходить свободно, без сопротивления, без заторов.

 
Тайга.инфо: Сейчас в проекте Центрального моста предполагается пилон, чтобы мост прошел над Южной площадью.

 

— Я видел этот проект в общих чертах. Мне коллеги из Новосибирска прислали. Меня это тоже удивило: когда над Обью простая балочная система, а здесь какой-то — я извиняюсь перед коллегами-проектировщиками — несуразный пилон. Мне кажется, здесь это решение недостаточно правильно реализовано. Все-таки, на Южной площади надо развязывать потоки. И то, что мы предлагали — мы вписывали проект, улучшали существующую транспортную инфраструктуру. Нужно так организовывать транспортные потоки, чтобы они двигались беспрепятственно в разные направления с перспективой роста интенсивности движения. В решении этой задачи — главный результат работы. А не мост ради моста.

 

Тайга.инфо: А у вас выезд с моста проходил под эстакадой, насколько я помню?

 

— Мы там вписывались в существующую транспортную инфраструктуру, минимально затрагивая окружающую городскую среду. Без большого сноса — «без фанатизма». Не надо вмешиваться в живую среду. Надо новые транспортные артерии вписывать с учетом перспективы увеличения транспортных потоков и расширения существующих транспортных магистралей.

 

Тайга.инфо: Какова была роль заказчика — департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска. Сейчас он говорит: «У нас по техзаданию предусмотрено непрерывное движение с Ипподромской на Станционную. Главное — вывести этот поток». Хотя кто и почему решил, что все люди, едущие по Ипподромской, хотят попасть на Станционную? Загадка.

 

— Я помню, что мы провели анализ существующих потоков. Во-первых, мы смоделировали потоки с учетом строительства этого объекта и возведения дополнительных развязок. И мы это обсуждали не только с заказчиком, но и на градостроительном совете. Как раз именно эта сторона вопроса больше всего интересовала и наших проектировщиков и специалистов из Новосибирска. Во-вторых, мы постарались обеспечить эффективность принятых технических решений при строительстве и эксплуатации. Ну и, конечно, мы старались сделать проект красивым. Вкладывая бюджетные деньги, мы должны не просто утилитарное сооружение построить, а такое, чтоб это было и красиво, и удобно. Тем более, в таком месте — в центре города Новосибирска. Мы и в Москве спроектировали один из шедевров — мост Живописный. Это наша идея, наша конструкция, наш проект. Там и металлоконструкции изготовлены на нашем заводе. Правда, авторство наше сейчас перехватывают почему-то другие люди. И в Новосибирске мы тоже стремились создать за рациональные деньги (за деньги, соответствующие затратам на строительство этого сооружения) удобно, безопасно и очень выразительно в архитектуре.

 

Тайга.инфо: В Новосибирске много споров вызывает идея платности моста. Предполагается, что мост будет строиться, в том числе, и с привлечением концессионера. Он потом будет собирать деньги. У ряда экспертов большие сомнения в том, что транспортный поток через мост будет достаточным для этого с учетом стоимости проезда.

 

— Тут надо учитывать, какой тариф и насколько удобна оплата. Современные системы считывания позволяют без проблем проезжать считыватель. Если тариф будет условно низкий, это позволит сделать поток большим.

 

Тайга.инфо: Утверждается, что тариф будет порядка 100–150 рублей.

 

— Это очень много.

 

Тайга.инфо: При этом заявляется, что мост будет полный. То есть, по нему будут ехать также, как и по соседнему бесплатному Октябрьскому.

 

— Это действительно сомнительно. Для таких заявлений требуется экономическое обоснование и расчеты. Жители Новосибирска будут постоянно анализировать эту альтернативу и не факт, что в пользу платного моста.

Беседовал Алексей Мазур

Тайга инфо

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики