При этом потеряет налогоплательщиков, НДФЛ и инвестиционную привлекательность.
Передислокация
— С января 2018 года субъекты РФ получают право применять льготу по налогу на движимое имущество — делать ее нулевой или вводить по категориям. До сих пор она была нулевой по движимому имуществу, приобретенному с 2013 года (401-ФЗ). Мы направляли письмо в адрес исполнительной и законодательной власти с просьбой пересмотреть отношение к закону, воспользоваться правом и оставить льготу, но получили ответ, что это делать нецелесообразно, то есть регион своим правом пользоваться не будет, — заявил на круглом столе президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.
На публичных слушаниях проекта бюджета на 2018 год министр финансов Виталий Голубенко отмечал, что Новосибирская область рассчитывает получить по этому налогу в 2018 году 2 млрд руб. Проанализировав ситуацию перевозчики оценили, как она может отразиться на рынке автомобильных грузовых и пассажирских, а также железнодорожных перевозок.
— Максимальная ставка по налогу составляет 2,2% от остаточной балансовой стоимости имущества. Если это новый импортный тягач или прицеп, то он стоит 10 млн руб, то есть дополнительные расходы составят 220 тыс руб в год, на подержанную — порядка 33 тыс руб в год. При том, что за каждое авто платится транспортный налог около 35 тыс руб, —говорит Трунаев. — Одно из предприятий нашей ассоциации с 2013 года приняло на учет около 300 новых транспортных средств. Их остаточная балансовая стоимость 942 млн руб, то есть налоговая нагрузка на компанию в 2018 году вырастет более чем на 20 млн руб.
По его словам, средние и крупные предприятия только в этом году начали более-менее адаптироваться к пост-кризисной ситуации, приспосабливаться к работе на новом рынке и приобретать технику. В том числе благодаря льготе на недвижимое имущество. Ее отмена остановит процесс на неопределенный срок.
— Большинство руководителей транспортных компаний говорят, что в случае отмены льготы они не исключают возможность перерегистрации техники в других регионах, где нулевая ставка сохранится. Пока это решение принято в Московской области, рассматривается в Свердловской области и в Республике Бурятия. У многих крупных перевозчиков есть филиалы в московском регионе и провести такую передислокацию не сложно. Второй вариант — перерегистрировать транспорт на физлиц. Его тоже обсуждают участники рынка, — поясняет Трунаев.
При этом, по его словам, регион может потерять НДФЛ, налог на прибыль и т.д. в совокупности только по машинам ассоциации (1,5 тыс единиц) потери могут составить от 600 млн до 1,9 млрд руб.
Участники круглого стола напоминают, что сибирские перевозчики уже работают в неконкурентных условиях с инорегиональными коллегами: стоимость фрахта из Новосибирска в Москву в разы меньше, чем из Москвы в Сибирь, при том, что затраты на содержание теплых боксов, обслуживание машин в разы больше. Руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Сибирскому федеральному округу Игорь Сафрошкин поясняет, что в округе работает почти 1300 международных перевозчиков с подвижным составом около 5 тыс единиц.
— Это в основном мелкие предприятия и их подвижной парк практически не растет из-за постоянно повышающейся налоговой нагрузки. Дополнительный налог приведет к тому, что люди начнут уходить с рынка, а это уже социальные последствия: каждая машина создает 5 рабочих мест. Старение парка ведет еще к одной проблеме — нас вытесняют с рынка международных перевозок. На сегодняшний день сибирские компании осуществляют всего 1.5% экспортных поставок в Западную Европу. Большую часть груза везут компании Белоруссии и Казахстана, которые получают деньги наших грузоотправителей и платят налоги в своей стране, — говорит он. — Мало того, сибирские предприятия уже сталкиваются с ситуацией, когда иностранцы начинают диктовать свои цены на перевозки внутри России. Напомню, в Белоруссии и в Казахстане перевозчики получают очень большие налоговые преференции.
Сафрошкин напомнил, что в 90-х годах многие сибирские перевозчики открывали свои головные подразделения в Казахстане и сейчас они вновь рассматривают возможность ухода на сопредельную территорию.
Рост тарифа
О проблемах говорят и участники рынка пассажирских перевозок. Президент СРО «Транспортный союз Сибири» Валерий Новоселов отметил, что на сегодняшний день на линию в Новосибирске выходит около 2.5 единиц автобусов разных марок. После недавно проведенных конкурсов на маршруты перевозчики начали масштабное обновление подвижного состава. НЕФАЗ стоит около 9 млн руб, автобус малого класса — от 2 млн руб. Некоторые компании закупили уже десятки единиц новой техники.
— При отмене льготы налоговая нагрузка на компании пассажирского транспорта будет еще больше, чем на грузоперевозчиков. В отличии от них, мы не можем уйти в другие регионы и переписать транспорт на физлиц, — констатирует Новоселов.
Перевозчики не исключили, что в такой ситуации они вновь начнут поднимать вопрос об индексации тарифа, который не поднимался в регионе уже 2,5 года.
— На рынке пассажирских перевозок вполне возможно повторение ситуации десятилетней давности, когда в Новосибирске «бегали» автобусы с кемеровскими и томскими номерами. Есть вероятность, что сейчас мы можем наступить на те же грабли, — заявляет Игорь Сафрошкин.
Ретрансляция на потребителя
По словам президента Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергея Максимова, проблема коснется не только транспортников, но и строительные, дорожные компании, а также ритейлеров, которые имеют свои транспортные парки. Не принято решение о продлении льготы для сельхозпроизводителей, значит налог будут обязаны платить и предприятия АПК.
— В структуре ж\д перевозок 50% подвижного состава принадлежит частным компаниям, которые в последние несколько лет начали обновлять парк, так как федеральное правительство отказалась продлевать сроки эксплуатации вагонов. Получим дополнительную налоговую нагрузку в случае отмены льготы — они тоже перерегистрируют свой подвижной состав в Московской области, — уверен он.
Максимов также отметил, что на сибирском рынке уже начал появляться подвижной состав из Казахстана, которые активно эксплуатируют местные грузоотправители — из-за налоговых льгот это более выгодно, чем предложение сибирских компаний.
Вице-президент МАРП, генеральный директор ЗАО «Сибирская юридическая компания» Сергей Карпекин добавил, что отмену льготы почувствуют промпредприятия, а также инновационные компании.
— Когда появилась льгота многие предприятия начали инвестировать средства в модернизацию оборудования. АО «Новосибирский механический завод «Искра» вложил около 1 млрд руб, ОАО «Сиблитмаш» — 0,5 млрд руб. Все понимали, что льгота носит временный характер, но ожидали, что она продлится лет 10, а ее фактически отменяют через 4 года, — рассуждает Карпекин. — Для отдельных предприятий сумма дополнительных издержек составит несколько десятков млн руб в год. Перерегистрировать оборудование в другой регион, как перевозчики, они не смогут, а значит будут вкладывать эти расходы в цену продукта.
Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков процитировал слова замдиректора по связям с общественностью ГК «Обувь России» Наталья Паули. В ответ на запрос организаторов круглого стола она пояснила, что «в случае отмены льготы объем платежей производственной компании по налогу на движимое имущество вырастет в два раза, что существенно повлияет на стоимость производства».
«В минус»
По мнению участников круглого стола, отмена льготы по движимому имуществу приведет и к потере инвестиционной привлекательности региона. По мнению Сергея Карпекина, передача решения на уровень региона не очень хороший шаг, так как субъект федерации, фактически, заставляют делать выбор между бизнесом и развитием экономики или бюджетом.
— В июле — августе мне поступало много звонков из Центральной России, других регионов. Коллеги интересовались планируют ли у нас оставлять нулевую ставку? Говорили: если оставят мы придем к вам на территорию, в том числе, откроем у вас «голову», — рассказал Максимов.
По его словам, сохраняя льготу по налогу на движимое имущество, регион не получит выпадающие доходы, что запрещено бюджетным законодательством, так как этих доходов в региональном бюджете еще не было.
В качестве альтернативы рассматривается возможность предоставления налоговых льгот на реализацию инвестиционного проекта. Но этого закона на региональном уровне также пока нет. Сергей Карпекин рекомендовал отнестись к такому предложения очень осторожно.
— Сейчас инвестиционные льготы под проекты в регионе получают не более 10 предприятий в год. При этом они обязаны соблюдать показатели бюджетной и социальной эффективности, не выполнение которых обязывает возвращать льготы. Именно поэтому на них мало кто подает заявки, — поясняет эксперт.
Сергей Карпекин также заявляет, что от отмены льготы область потеряет гораздо больше, чем заработает.
— Даже если не брать те суммы о которых говорят перевозчики, гораздо сильнее будут последствия с точки зрения инвестиционной привлекательности региона. Судя по докладу министра экономического развития региона Ольги Молчановой на инвестсовете 19 октября, пакет налоговых и неналоговых льгот у нашей области сопоставим с другими субъектами федерации. В условиях конкурентной борьбы территорий за инвестора, ему нужно создавать не только дополнительные преференции, налоговые льготы, но и формировать комфортную регулятивную среду. Новосибирской области важно быть в числе регионов, которые работают в этом направлении,— подчеркнул Карпекин.
На пресс-конференции в ТАСС на минувшей неделе замгубернатора Сергей Семка отмечал, что в федеральных структурах обсуждается возможность пролонгации льготы на 1 год. Участники круглого стола уверены, что это решение не сможет кардинально изменить ситуацию, так как мера, направленная на стимулирование модернизации экономики, должна быть долгосрочной, до тех пор пока экономика «крепко не встанет на ноги», и соизмеряться со сроком окупаемости инвестиций.
Времени для принятия каких-либо решений остается немного. Закон об отмене льгот начнет действовать с 1 января 2018 года, то есть корректирующие его положения нормативные акты должны быть утверждены до 1 декабря 2017.
Точка зрения
Андрей Яковлев, генеральный директор АО «Завод «Экран»
Тема для нас актуальна: при отмене льготы дополнительные платежи по налогу имущество по группе «Экран» составят около 6 млн. руб. Конечно, при общих оборотах 3 млрд руб. цифра может показаться не такой уж и большой, но это плюс 20-25% к текущему платежу по налогу на имущество. И в дальнейшем при нашей активной инвестиционной политике сумма начисления налога на имущество будет возрастать.
Федеральный центр поступил очень «красиво», дав право вводить/или не вводить эту льготу субъекту федерации. Дефицитные регионы (получающие дотации из федерального бюджета) должны использовать все возможные инструменты для снижения этих дотаций. То есть, наш регион просто обязан отменить льготу по налогу на движимое имущество.
Возможные варианты решения проблемы? Первый — оставить льготу для субъектов инвестиционной деятельности (власть это и предлагает). Только получается странно: вложение в имущество — это и есть инвестиционная деятельность. Что еще нужно доказывать? Какие документы оформлять? Второй вариант — поднимать вопрос шире… о создании в Новосибирской области ТОР (территории опережающего развития) с налоговыми льготами и т. д., чтобы привлекать сюда инвесторов.