Первого февраля 2018 года в Новосибирске в пресс-центре ТАСС прошел круглый стол о возможности и целесообразности отмены транспортного налога. Инициатором мероприятия выступила Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков.
Автовладельцы уже много лет добиваются отмены транспортного налога. Взывают к логике — недопустимо двойное налогообложение. А оно налицо — кроме транспортного налога владельцы автомобилей платят в дорожный фонд еще и акцизы на топливо. В этой борьбе были яркие вспышки, пиковые моменты. Например, в 2012 году Федерация автовладельцев России (ФАР) собрала более 100 тысяч подписей за отмену транспортного налога. Власть была вынуждена реагировать хотя бы на словах. Так, президент РФ Владимир Путин на встрече с лидерами парламентских фракций 30 ноября 2012 г. заявил: «Нужно стремиться к тому, чтобы все перевести в акциз и уходить от транспортного налога… Нужно в этом направлении двигаться — сколько едешь, столько платишь».
Этими словами все и ограничилось. Все законопроекты об отмене транспортного налога, которые вносились в Госдуму РФ за минувшие годы, были отклонены. Только в октябре 2017 г. Государственная Дума РФ отправила в корзину пять законопроектов об отмене транспортного налога, внесенных депутатами от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Инициаторы проектов доказывали, что если внести платеж в цену нефтепродуктов, то налоговая нагрузка на автомобилистов распределится более справедливо. У противников отмены один аргумент — якобы ни в одном законопроекте нет предложений, чем компенсировать потери бюджета от отмены налога.
Между тем, в последние годы ухудшилась ситуация с налогообложением самой активной части автовладельцев — транспортных компаний и предпринимателей. Для них кроме транспортного налога и акцизов добавились платежи в систему «Платон». Так, с ноября 2015 года владельцы транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, вынуждены платить еще и за «возмещение вреда федеральным трассам». Кроме того, с 1 января 2018 года отменена льгота по налогу на движимое имущество (несколько лет он не взимался с имущества, поставленного на баланс с 2013 года, что стимулировало компании обновлять технику, в том числе, автопарк). Стоит ли удивляться, что в этих условиях именно перевозчики решили снова привлечь внимание общества к проблеме транспортного налога?
К участию в круглом столе в Новосибирске были приглашены все депутаты Государственной Думы РФ от Новосибирской области, представители Законодательного собрания региона. Ссылаясь на занятость, большинство из них ответили, что не смогут посетить мероприятие.
«К большому сожалению, нет оппонентов. Я имею в виду представителей правящей партии «Единая Россия», других партий. Хотя со своей стороны мы разослали представителям всех политических партий, которые представлены в Госдуме, приглашения, чтобы получился диалог, какая-то дискуссия. Раз люди не пришли, наверное, они не считают нужным», — отметил, открывая круглый стол, президент СААП Вячеслав Трунаев.
Он напомнил собравшимся ставшее популярным выражение «люди — это новая нефть». Государство увеличивает налоговое бремя на грузоперевозчиков: растут акцизы, появились платежи в систему «Платон», отменена льгота по налогу на движимое имущество. В результате отмены льготы теперь за новое транспортное средство придется уплатить около 200 тысяч рублей налога на движимое имущество.
Два года назад, после бурных протестов против системы «Платон», правительство пообещало перевозчикам уменьшить оплату транспортного налога на сумму платежей в систему «Платон». Был принят соответствующий федеральный закон. Когда же пришла пора платить налог, то выяснилось, что право на налоговый вычет имеет только владелец транспортного средства. Но многие транспортные компании арендуют часть транспортных средств у физических лиц (как правило, у самих себя, поскольку физлица — это сами же владельцы этих компаний). То есть, плату в систему «Платон» вносит компания, а права на налоговый вычет у нее нет. При этом физическое лицо-владелец транспортных средств, если оно не осуществляет перевозки самостоятельно, право на вычет не имеет. Из-за этой налоговой коллизии многие перевозчики оказались лишены возможности получить налоговый вычет.
По словам президента СААП Вячеслава Трунаева, налоговое бремя уже превышает все разумные возможности предприятий. «Поэтому мы считаем, что транспортный налог должен быть отменен», — отметил он.
За отмену транспортного налога высказался и президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири (СТЭЛС) Сергей Максимов. «Транспортный налог и налог на движимое имущество — это одно и тоже, один в один», — отметил он. Президент СТЭЛС привел данные о собираемости транспортного налога — 52-56% в зависимости от года. С собираемостью акцизов на ГСМ таких проблем нет. При этом сам акциз более справедлив как налог — сколько езжу, столько и плачу.
Поддержал отмену транспортного налога и руководитель отделения Федерации автовладельцев России в Новосибирской области Вячеслав Ашурков. Он отметил кроме двойного налогообложения еще и такой социальный аспект как равенство жителей регионов в оплате налогов: «Мне обидно, что дотационные республики, такие, как Чечня, Адыгея, Ингушетия применяют у себя только базовую ставку. И если уберут транспортный налог, то мы уравняем жителей нашей страны».
В работе круглого стола принимала участие депутат Государственной думы от Новосибирской области, член фракции КПРФ Вера Ганзя. Она подчеркнула, что протяженность территории России приводит к тому, что транспортное обеспечение – это проблема выживания.
«Чем больше мы заставляем платить за эксплуатацию дорог и доставку грузов, тем выше цены на товары и услуги. Были и обещания отменить транспортный налог как со стороны президента, так и со стороны других руководящих лиц. Единственная реальная причина, которая мешает это сделать – закредитованность регионов. Сегодня в двух регионах – Хакасии и Костромской области – введено внешнее управление, там долги настолько высоки, что финансами этих регионов распоряжается казначейство. Транспортный налог – один из немногих видов налогов, который поступает в бюджет регионов. Отменить его сейчас – значит, получить выпадающие доходы», — сказала Вера Ганзя. По ее словам, отмена транспортного налога не приведет к «вселенской бюджетной катастрофе», компенсировать потерю можно, даже не повышая акцизы, достаточно всего лишь увеличить межбюджетные трансферты регионам. Средства для этого в федеральном бюджете есть.
Дело в том, что нефтегазовые доходы российского бюджета запланированы из расчета 40 долларов за баррель нефти, а ее фактическая цена уже приблизилась к 70 долларам. И эти дополнительные средства правительство переводит в резервы — вкладывает в зарубежные ценные бумаги. «Я посчитала – при бюджете 15,2 триллиона рублей у нас резервов порядка уже 10 триллионов. То есть это деньги, которые в экономике не работают, регионам они не достаются. Поэтому вот он источник (компенсации выпадающих доходов – ред.)», — заявила Вера Ганзя.
Председатель Правления СААП Алексей Лядусов обратил внимание участников круглого стола, что компенсировать потери бюджета от отмены транспортного налога можно за счет платежей в систему «Платон». При нынешнем пониженном тарифе в систему собрано уже около 40 миллиардов рублей. И это в условиях, когда очень многие перевозчики не платят в «Платон» из-за того, что нет должного контроля. Как только этот контроль со стороны государства будет налажен, поступления в систему «Платон» вырастут многократно. «Сумма будет, думаю, достаточно существенной и, с моей точки зрения, это была бы разумная замена транспортному налогу», — согласился с ним руководитель сибирского обособленного подразделения компании «РТ-Инвест Транспортные системы» (оператор «Платона») Денис Крылов.
Круглый стол завершился подписанием Обращения к Президенту РФ, Правительству РФ и Государственной Думе РФ. Подписи под обращением поставили президент СААП Вячеслав Трунаев, президент СТЭЛС Сергей Максимов, руководитель регионального отделения ФАР Вячеслав Ашурков и депутат Госдумы РФ Вера Ганзя. Депутат заверила участников круглого стола, что передаст их обращение о необходимости отмены транспортного налога в Комитет по транспорту и строительству Госдумы РФ.