Минтранс планирует обязать компании, занимающиеся перевозками скоропортящихся продуктов, подтверждать температурный режим поставок с помощью автоматизированной информационной системы «ЭРА-Глонасс». Milknews решил подробно рассказать, что ждет молочников и какова позиция бизнеса по поводу «дорожной карты» по организации контроля за температурным режимом при транспортировке продуктов питания, подлежащих ветеринарному контролю и требующих особых условий перевозки автомобильным, железнодорожным и водным видами транспорта.
Кто придумал следить за температурой?
В сентябре 2016 года Россельхознадзор совместно с АО «Глонасс» начал разработку системы контроля соблюдения температурного режима при транспортировке продуктов питания.
Первым этапом разработки стало оценочное отслеживание перевозки мороженой рыбной продукции, прибывшей с Дальнего Востока в Москву в рефрижераторных контейнерах, оснащенных оборудованием «Эра-Глонасс», позволяющим отслеживать колебания температуры внутри контейнеров на протяжении всего маршрута. При проведении контроля Россельхознадзор установил, что продукция в двух из трех рефрижераторных контейнерах поступила без нарушений температурного режима, а температура в толще продукции третьего контейнера поступила с отклонением в 4°С.
Инициатива контроля температурного режима наиболее актуальна для перевозок рыбы, однако к продуктам, требующим особого температурного режима перевозки также относятся мясо, молочные продукты, птица, овощи, фрукты, ягоды.
Кроме того, второй этап внедрения Дорожной карты предполагает взаимодействие системы «ЭРА-Глонасс» с системой электронной ветеринарной сертификации ФГИС «Меркурий», которое позволит хозяйствующим субъектам самостоятельно отслеживать условия транспортировки продукции, а Россельхознадзору – уйти от тотальной проверки товаров.
Что включает в себя «дорожная карта»?
Первый этап проекта предполагает совершенствование нормативной правовой базы, касающихся осуществления контроля за температурными режимами продукции при транспортировке. Он включает в себя разработку проекта национального стандарта, обязывающего оснащать специальные транспортные средства датчиками, контролирующими температуру. Второй этап включает в себя подготовку технологической базы, в том числе интеграцию ФГИС «Меркурий» и ГАИС «Эра-Глонасс».
Смысл документа такой: согласно проекту Минтранса о «дорожной карте», контроль за соблюдением температурного режима должен быть распространен на перемещение товаров, подлежащих ветеринарному контролю.
Текст проекта предлагает внести изменения в Федеральный закон №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и обязать к автоматизированной передаче данных о температурных режимах через перевозчиков всей пищевой продукции.
Предложенный подход предполагает дополнительное слежение за продукцией, не подлежащей ветеринарному контролю. Кроме того, инициатива подразумевает контроль категорий продуктов, изначально не требующих особых температурных режимов во время транспортировки.
В соответствии с Техническим регламентом ТС 033 хранение и перевозка сырого молока допускается при температуре 4°С ± 2°С не более чем на 36 часов, для готовой продукции требования не прописаны. Требований по температурному режиму, хранению и транспортировке готовой молочной продукции нет, рекомендации устанавливает сам производитель.
Что думают молочники?
Союзмолоко в 2017 году направляли свои оценки «дорожной карты» и предложенных инициатив.
Отраслевое объединение выражало свои опасения из-за интеграции системы «Меркурий», к которой не готова молочная отрасль, с другими национальными информационными системами. По мнению союза, это создает дополнительные риски в сбоях операций для всего пищевого рынка.
«Контроль за соблюдением температурного режима при транспортировке и хранении продуктов, подлежащих ветеринарному контролю, является важным мероприятием, но не эффективен в формате онлайн мониторинга транспортных средств и складов по всей стране», — писали молочники.
Текущий статус
В процессе согласования проекта Министерство сельского хозяйства заявило, что с целью недопущения возникновения неравных условий в рамках единого законодательства ЕАЭС о безопасности пищевой продукции у российских производителей считает целесообразным Минтрансу рассмотреть одновременное внесение изменений в акты союза.
Пресс-служба ФАС подтвердила, что разработка проекта продолжается, и служба также принимает в ней участие.
Представитель Министерства транспорта, знакомый с ходом разработки документа, в разговоре с Milknews заявил, что министерство продолжает работу над проектом «дорожной карты» и получило позиции бизнеса, которые будут учтены, перепечатывает АТИ Медиа текст Milknews.