Автоперевозчики просят сохранить в области нулевую ставку по налогу на движимое имущество, взамен обещая сохранить платежи в бюджет.
С января со стоимости нового оборудования почти все предприятия стали платить дополнительный налог. Налог не новый – просто теперь отменена федеральная льгота, закончились каникулы, благодаря которым 2,2% стоимости нового движимого имущества бизнес с 2013 года не платил. И хотя уже в феврале Минфин на 2018 год этот платеж срезал вдвое (до 1,1%), многие предприятия кинулись просить у региональных властей возвращения нулевой льготы. А Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков попросила еще и отменить транспортный налог.
Дело в том, что исправить ситуацию в Новосибирской области вполне в силах Законодательного собрания. Ведь снизить ставку или вообще его отменить – это в его правах. Депутаты 25 регионов России, например, такой возможностью воспользовались еще в конце 2017-го. Среди них, например, Москва, Московская, Владимирская, Ивановская области и Республика Чечня. В ряде регионов льготу сохранили для отдельных отраслей или сократили платежи с положенных 2,2% до 0,5%.
Новосибирская область своих послаблений не ввела. Врио губернатора Андрей Травников, который считает, что отмена льготы оказалась неудобной для бизнеса, не возражает против того, чтобы предусмотреть сокращение этой нагрузки при формировании бюджета будущего года, а нынешний, уже сверстанный, перекраивать возможности не видит. Председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив полагает, что обсуждать региональную льготу можно при условии параллельного рассмотрения проектов, направленных на расширение налоговой базы и дополнительных поступлений в бюджет.
Однако президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев считает, что в его отрасли ситуация является особенной и требует отдельного рассмотрения. Для автоперевозчиков, говорит он, налог на движимое имущество – фактически уже третий налог, введенный за последнее время.
Первым стала плата в счет вреда, причиняемого крупнотоннажными автомобилями федеральным дорогам, введенный осенью 2015-го. «Я называю это платой за проезд, а не так, как формулирует правительство, — говорит он. — Со статистикой о том, что один магистральный автопоезд наносит ущерб дорожному покрытию как 30 или даже 50 тысяч обычных транспортных средств, мы не согласны. Цифра, на наш взгляд, просто взята с потолка, чтобы закошмарить население, и оправдать взимание платы, а фактически дополнительного завуалированного налога».
Автоперевозчики не отрицают необходимость самой меры, широко применяемой в других странах. Но если там везде есть возможность альтернативного – пусть и менее комфортного, зато бесплатного проезда, то в России при перемещении на большие расстояния выбора нет. Что более важно, считает Вячеслав Трунаев, при отсутствии контроля за собираемостью добросовестные перевозчики оказываются в невыгодном положении по сравнению с нелегалами, которые трекеры не включают, и система ничего не может с ними поделать.
«На первом этапе рыночный тариф учитывает потоннажную плату, но потом появляются «черные первозчики», предлагают экспедитору более низкую ставку, и сборы «Платона» превращаются еще одну расходную статью транспортной компании. Наряду с топливом, маслами, зарплатой и так далее», — говорит Вячеслав Станиславович.
Не дождавшись решения проблем с «Платоном», автоперевозчики получили от государства включение еще одного налога — на движимое имущество. «Мы умножили его ставку на стоимость новой техники, подорожавшей в связи с обвалом рубля в два и более раз, и получили на каждую машину порядка 250 тысяч рублей. Даже по половинной ставке, сохраненной на 2018 год, — все равно более ста тысяч рублей, и это идет плюсом к транспортному налогу, который составляет более 80 тысяч с автомобиля, — возмущен президент отраслевого союза. – Ситуация и без того критическая, мы не можем обеспечить окупаемость – по итогам января предприятия показали убытки. Мы обращаемся к властям: необходимы срочные меры, иначе мы зарегистрируем филиалы в регионах с нулевой ставкой и уйдем туда. Но тогда уйдет и транспортный налог, и НДФЛ».
Альтернативой возвращения льгот перевозчики считают отмену транспортного налога, с которым давно ведут борьбу. «Считаем его полным абсурдом, поскольку его снова привязали к нашему воздействию на дороги по принципу «вы ездите – вы и платите». Но это нелогично. Ведь мы уже платим порядка 9 рублей с литра топлива, в цене которого заложен акциз, и здесь все прозрачно: больше работаешь – больше покупаешь топлива — больше тратишь. А сейчас мало того, что размеры акциза предполагается увеличивать, так еще и дополнительные поборы вводятся».
Сегодня, утверждает Вячеслав Трунаев, отрасль переживает сложные времена. Даже руководители крупных транспортных предприятий с парком 15 и более машин развития не планируют, бизнес становится нерентабельным. «Но грузы как перевозились, так и будут перевозиться. Только вместо наших предприятий придут другие – из регионов, где налоговый и инвестиционный климат оказался более благоприятным. И Новосибирская область, провозглашающая, кстати, отрасль грузоперевозок одной из приоритетных, будет им проигрывать», — считает он.