26.04.2018

Как стало известно во время прошедшей 27-28 марта 2-й международной конференции «Рынок грузовых автомобильных перевозок», отрасль в скором времени может ожидать принятие нового федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом».

По информации издания «Грузовики и дороги», авторами проекта значатся Председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Евгений Москвичев и его первый заместитель Виталий Ефимов. Однако одним из инициаторов закона, а также его активным разработчиком, по всей видимости, является Торгово-промышленная палата РФ. По крайней мере, именно на ее официальном сайте сейчас размещен вариант законопроекта и именно эта бизнес-ассоциация, как следует из текста документа, не в последнюю очередь заинтересована в его принятии.

Что новый закон предлагает?
Суть законопроекта, в принципе, сводится к одному — к возврату лицензирования внутрироссийских грузовых автомобильных перевозок. Для этого авторы документа предлагают создать Реестр коммерческих грузоперевозчиков: включение в Реестр будет автоматически означать допуск к осуществлению «грузоперевозочной» деятельности, исключение из него — отсутствие возможности легально перевозить грузы.

Числиться в Реестре смогут только юридические лица или индивидуальные предприниматели. И только их можно будет привлекать к коммерческой перевозке грузов: если соответствующий договор будет заключен с тем перевозчиком, который не входит в Реестр, грузоотправитель потеряет свое право на уменьшение налогооблагаемой базы.

Для того чтобы «попасть» в Реестр, нужно будет предоставить, во-первых, справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам за последний налоговый период, а во-вторых, декларацию, подтверждающую, что у руководителя юридического лица (или у индивидуального предпринимателя), а также у назначенных им ответственных специалистов нет непогашенной судимости за уголовные преступления в сфере экономической деятельности, трудового законодательства, безопасности движения и пр.

К заявлению, естественно, нужно будет приложить документы на имеющиеся во владении транспортные средства, зарегистрированные на территории России.

 

Еще одним важным условием, без выполнения которого нельзя будет даже мечтать о коммерческой перевозке грузов, может стать наличие в штате хотя бы одного ответственного специалиста.

При этом ответственным специалистом назначат только того, кто имеет свидетельство о профессиональной компетентности, а это свидетельство, в свою очередь, ему выдадут после успешной сдачи квалификационного экзамена. Свидетельство планируют считать действительным в течение пяти лет, для его продления необходимо будет пройти что-то вроде «курсов повышения квалификации».

Реестр ответственных специалистов (да, и таковой собираются создать!) разместят на сайте Торгово-промышленной палаты. Его ведение, равно как и выдачу свидетельств о профессиональной компетентности, эта ассоциация тоже берет на себя.

Она же выступит регулятором Реестра коммерческих грузоперевозчиков, а значит, будет принимать решение о допуске перевозчика на рынок.

Допуск на рынок, кстати, может быть аннулирован. Законопроект называет несколько причин, из-за которых перевозчику грозит исключение из Реестра. Это, конечно же, ликвидация предприятия или признание его банкротом.

Кроме того, перевозчик потеряет возможность легально работать, если в течение года руководитель организации (индивидуальный предприниматель) или должностные лица будут неоднократно привлечены к административной ответственности.

Правда, законопроект не уточняет, какое именно количество нарушений считается неоднократным, и не расписывает порядок «выхода» из аннулирования.

Что еще очень важно: включение в Реестр хотят сделать платным. Платным будет и нахождение в нем: за каждый месяц, скажем так, легального статуса с перевозчика планируют взимать энное (тоже не уточняется) количество рублей.

Как к такому закону относятся участники рынка?
Законопроект пока находится на стадии утверждения самой Торгово-промышленной палатой и еще не вынесен на публичное обсуждение. Однако некоторые участники рынка уже успели с ним ознакомиться: в начале марта Торгово-промышленная палата разослала вариант документа нескольким крупным транспортным компаниям.

По всей видимости, часть их пожеланий авторы проекта учли и даже успели внести в текст кое-какие изменения. По крайней мере, в том варианте законопроекта, который размещен на сайте Торгово-промышленной палаты, нет упоминания о страховании ответственности перевозчика, хотя первоначально этому виду страхования назначали лимит в один миллион рублей.

Комментарий от транспортно-логистической группы компаний «Деловые Линии»
В число тех, кому была предоставлена возможность оценить документ, вошла группа компаний «Деловые линии». И ее (как, по всей видимости, и других «белых» игроков рынка) возврат к лицензированию отрасли совсем не пугает. Даже наоборот. Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии», считает, что такая необходимость уже действительно назрела.

 

Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии»

— Александр, почему, на Ваш взгляд, рынок все-таки должен вернуться к лицензированию?

— Вопрос регулирования рынка грузоперевозок назревал в течение нескольких лет. В России, в отличие от европейских стран, требования к допуску к осуществлению грузоперевозок до сих пор не установлены (за исключением международных автомобильных перевозок).

Наверное, в какой-то момент нужна была либерализация, однако отсутствие мало-мальских механизмов контроля имеет свои серьезные недостатки. Во-первых, ухудшается ситуация на дорогах. В условиях, когда любой желающий может заняться перевозкой грузов, значительно увеличилось количество перевозчиков, а следовательно, и грузовых автомобилей. Однако при таком свободном доступе довольно сложно проверить, насколько четко владельцы транспортных средств соблюдают установленные правила (в частности, режим труда и отдыха водителей), а это, в свою очередь, сказывается на безопасности дорожного движения.

Во-вторых, за время отсутствия системы лицензирования часть игроков рынка ушла в тень. По данным Росстата и Автостата, лишь около 50% перевозчиков сегодня осуществляют свою деятельность легально. Остальные не зарегистрированы как юридические лица или ИП, не подают сведения о ведении ими перевозочной деятельности и, главное, не платят налоги и сборы.

Ну и в-третьих, сейчас отсутствует механизм получения объективной статистической информации о количестве грузовых автомобилей, их принадлежности к той или иной форме собственности. В итоге, у грузовладельца нет возможности проверить надежность перевозчика, оценить его финансовую устойчивость и профессиональную компетентность. И этим обстоятельством, кстати, «успешно» пользуются мошенники: им не составляет никакого труда выдавать себя за добросовестных участников рынка и красть грузы.

— Как Вы считаете, проект нового закона в том виде, в каком он подготовлен, способен решить перечисленные Вами проблемы?

— В целом, да, он может «обелить» отрасль, защитить права потребителей и сделать их отношения с транспортными компаниями более прозрачными. Однако прежде он обязательно должен быть доработан.

— В каких именно доработках, по Вашему мнению, нуждается нынешняя версия законопроекта?

— Так как вопрос первой необходимости — это исключение возможных мошеннических схем, то одного реестра, очевидно, недостаточно. Мы в «Деловых Линиях» предлагаем дополнительно ввести карточки допуска на каждое транспортное средство. Тем более, что они позволят также упростить проверку грузового автомобиля сотрудниками ГИБДД и Ространснадзора (наличие карточки уже будет свидетельствовать о принадлежности перевозчика к Реестру) и минимизировать при этом возможную коррупционную составляющую.

Кроме того, необходимо пересмотреть целесообразность платы за внесение грузоперевозчиков в Реестр. Платное нахождение в нем компании/индивидуального предпринимателя может стать дополнительной (и нежелательной) финансовой нагрузкой, особенно для мелких перевозчиков.

Еще одно положение, которое нуждается в доработке, — это возможность «удаления» перевозчика из Реестра за несколько административных правонарушений. При этом количество допустимых нарушений в документе, во-первых, не уточняется, а во-вторых, не привязано к размеру автопарка. В таком виде законопроект в первую очередь создает прямую угрозу для перевозчиков с большим по численности автопарком, так выезд в рейс одно-двух автомобилей уже рискует обернуться исключением из Реестра, а значит, перевозчик потеряет на какое-то время право легально заниматься перевозкой грузов.

 

В проекте закона также говорится о том, что иностранные граждане, устраиваясь водителями, должны иметь официальное разрешение на работу в России. Это, на наш взгляд, может негативно сказаться на кадровом вопросе, так как сужает возможности найма профессиональных сотрудников. Мы в «Деловых Линиях» предлагаем при приеме на работу иностранных граждан ограничиться разрешением на временное проживание или видом на жительство. В таком случае разрешение на работу будет уже излишним.

К слову, «Деловые Линии», как и другие компании, ознакомившиеся с законопроектом, внесли свои пожелания и рекомендации по поводу порядка ведения Реестра. Они могут быть учтены не только при подготовке самого закона, но и соответствующего административного регламента.

— Если этот законопроект будет принят с необходимыми доработками, как, на Ваш взгляд, другие участники рынка грузоперевозок отнесутся к тому, что отрасль, по сути, вернется к лицензированию?

— «Серые» игроки, конечно же, будут недовольны, однако добросовестные перевозчики, думаю, поддержат инициативу. Положительно воспримут нововведение и грузовладельцы, так как лицензирование рынка, в первую очередь, защищает права потребителей, а также способствует повышению безопасности грузовых перевозок.

— Помимо регулирования рынка грузоперевозок, какие еще вопросы требуют скорейшего законодательного «вмешательства»? Иными словами, принятия какого закона ждут сейчас представители отрасли?

— То, что назрело в первую очередь, — это проблема, связанная с автоматизированными системами весогабаритного контроля грузовых автомобилей. Она до сих пор так и не решена. Пока нет соответствующего закона (или не внесены изменения в уже действующие), перевозчики не могут, например, оспорить штрафы за перегруз или провести контрольное взвешивание непосредственно перед проездом через «рамки» весов. Это значительно усложняет нашу работу и влечет дополнительную, в том числе и финансовую, нагрузку.

В целом же, ГК «Деловые Линии», как представитель отрасли, хотела бы, чтобы законодательство в области автомобильных грузоперевозок удовлетворяло запросам конечного потребителя, однако при этом не ущемляло права перевозчиков.

P.S.
В 2015-м году Комитет по транспорту и строительству Госдумы предлагал создать реестр экспедиторов, ведение которого тоже закреплялось за Торгово-промышленной палатой. Тогда эта идея не была поддержана ни участниками рынка, ни Министерством экономического развития и пока «повисла в воздухе».

Впрочем, в реестре автомобильных грузовых перевозчиков отрасль, объективно, нуждается гораздо больше…

Транс.ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики