30 октября в Общественной палате РФ состоялись общественные слушания, на которых был представлен паспорт государственной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК).
Проект является частью национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и предполагает развертывание до 2024 года на федеральных трассах 387 пунктов АСВГК.
«Транспортная система в целом оказывает огромное влияние и на экономику, и на жизнь общества, поэтому мы постарались пригласить для диалога в стенах Общественной палаты все заинтересованные стороны, чтобы дать им возможность высказаться», — заявил, открывая слушания, член Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Андрей Усенко.
Он призвал участников дискуссии исходить не только из экономической составляющей вопроса, но и из-то того, какое воздействие окажут принятые решения на жизнь граждан.
Первый заместитель министра транспорта России Иннокентий Алафинов пояснил в ходе обсуждения, что создание АСВГК продиктовано необходимостью соблюдения владельцами транспортных средств действующих весогабаритных параметров. От этого зависит безопасность миллионов участников дорожного движения, равные условия для законопослушных предпринимателей и сохранность дорог.
«Работа над этим проектом идет в течение трех лет, и сегодня благодаря активной̆ позиции бизнес-сообщества мы выходим на этап согласования паспорта проекта и технических требований к АСВГК, которые формируются на основании требований самих грузоперевозчиков и грузоотправителей», — пояснил он.
По его словам, инвестиции государства в поддержание дорожной сети в нормативном состоянии при чрезмерной загрузке транспортных средств не приведут к ожидаемому результату.
«Перегруз приводит к разрушению автодорожной инфраструктуры раньше установленных сроков. С этой точки зрения создание АСВГК повлечет формирование механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог всех уровней — федерального, регионального и местного. Это позволит обеспечить достижение целей национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги”», — добавил Алафинов.
Председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию автомобильной грузовой и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак подчеркнул: противники АСВГК — это нарушители давно установленных законодательных норм.
«Всем честным предпринимателям понятно, что АСВГК нужна, но ее работа должна быть понятной и прозрачной. Сейчас складывается правильный диалог между государством и бизнесом, очень важный для отрасли, ничего подобного в прошлом не происходило. Минтранс России открыто обсуждает параметры работы АСВГК с рынком и на начальном этапе разработки паспорта проекта принял большинство требований предпринимателей», — отметил Рыбак.
Бизнес-сообществом выработаны обязательные критерии к АСВГК, рассказала Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ).
«Ряд из них уже учтен в приказе Минтранса России об АСВГК, опубликованном в марте 2018 года, другие включены в паспорт проекта в качестве обязательных регламентов для технического задания к системе. В частности, погрешность измерений учитывается в пользу перевозчика. Далее владельцы большегрузов будут оперативно получать информацию о зафиксированном нарушении. В план реализации проекта включены наши требования о тестовом периоде. В течение трех месяцев с момента запуска пункта контроля перевозчиков не должны штрафовать, но в этот период должна приходить информация о зафиксированном превышении параметров», — пояснила Федоткина.
По ее словам, перевозчики совместно с Минтрансом разрабатывают варианты процедуры оспаривания, для которой будут использоваться данные коммерческих весов, установленных в распределительных центрах и на складах, и этим данным необходимо придать юридическую значимость.
Иннокентий Алафинов поддержал просьбу СЭЛ и МОЭС о проведении целой программы пилотных испытаний для более точного определения требований к АСВГК. В рамках тестов, в частности, будет отработано взаимодействие с коммерческими весами крупных грузоперевозчиков.
Андрей Усенко в свою очередь заявил, что одним из главных предложений к органам власти, курирующим проект, будет создание постоянно действующей рабочей группы, которая будет в оперативном режиме отслеживать ход создания АСВГК.
Сейчас на федеральных дорогах действует 27 пунктов автоматизированного весогабаритного контроля. Только на трассах в Вологодской области, по данным Росавтодора, выявляется более 150 тысяч нарушений в месяц. В среднем перегруз достигает 30 процентов. За год работы этих пунктов число нарушителей сократилось с 40 до четырех процентов от общего грузопотока.
Завершая слушания, заместитель руководителя рабочей группы по транспорту при ОП РФ Владимир Белозеров поблагодарил представителей государственной власти, бизнес-сообщества и общественных организаций, принявших участие в дискуссии, заверив участников, что весь спектр мнений и предложений будет включен в итоговый документ и учтен в дальнейших обсуждениях.