25.01.2019

Серия забастовок автовладельцев, которых не устраивают низкие тарифы на перевозку зерна, началась на этой неделе на юге России. Акции прошли в Ростовской области, а также в Краснодарском и Ставропольском краях, пишет «Коммерсантъ». Всего в протестах принимают участие «несколько сотен машин» или 60-70% всех перевозчиков зерна, говорит президент ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко подтверждает, что около 70% участников рынка недовольны сложившейся ситуацией, но «бастуют не все».

Забастовки срывают отгрузку около 90 000 тонн зерна, отмечает руководитель ростовского отделения «Грузавтотранса» Александр Типикин. Если исходить из оценок «Совэкона», по которым январский экспорт должен составить 2,3 млн тонн, речь идет примерно о 4% месячных поставок. Погрузки временно остановились 21 января. С проблемами столкнулись несколько крупных экспортеров. Организаторы протестов призывают присоединяться к забастовке все новых водителей, не пропуская машины на элеваторы и погрузочные терминалы, говорит один из трейдеров.

На прошлой неделе национальная ассоциация грузового автотранспорта «Грузавтотранс» написала письма о «критической ситуации» в сфере перевозок сельхозпродукции президенту Владимиру Путину, премьеру Дмитрию Медведеву, министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву, министру транспорта Евгению Дитриху, а также руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву. Перевозчики жаловались на грузоотправителей, вынуждающих их работать с перегрузом, что приводит к превышению допустимого объема перевозок в 2-3 раза. При этом тарифы, по которым вынуждены работать перевозчики, не позволяют содержать автомобили, уверен Типикин. По его данным, водители получают 1430 руб. на тонну зерна при логистическом плече в 550 км, а минимально приемлемый тариф должен быть на уровне 1750 руб. на тонну.
Протесты отчасти могут быть связаны с усилением весового контроля за грузовиками, отмечает глава Межрегионального профсоюза водителей Александр Котов. По данным Росавтодора, сейчас на трассах работает более 78 таких пунктов. Штрафы за перегруз могут достигать 500 000 руб.

Другая причина – снижение тарифов в конце экспортного сезона. По словам одного из экспортеров, в первой половине сезона они были выше. «Тогда шли активные отгрузки, а свободные грузовики пользовались большим спросом. Во второй половине, когда уже около 70% зерна реализовано, экспорт замедляется, и такой потребности в услугах водителей нет»,— говорит он. Еще один собеседник пояснил, что на перевозки зерна регулярно проводятся тендеры, одним из главных критериев которых является цена услуги. Действия бастующих он считает «как минимум нерыночными».

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики