В 2019 году на региональных дорогах должны появиться пункты весогабаритного контроля. Сейчас власти Ленобласти подыскивают оператора по их установке. На установку четырех десятков пунктов весового контроля на основных дорогах региона может понадобиться до 4,8 млрд рублей. Грузоперевозчики уверены, что это нововведение заведет отрасль в тупик, а цены на стройматериалы могут подняться в 1,7 раза.
Всего в Ленинградской области планируется установить 40 пунктов весогабаритного контроля, которые позволят закрыть опорную дорожную сеть региона. Позже их число будет увеличено до 60. Начать установку хотят с Выборгского района, где расположено большое число карьеров, а также имеется выход к портам. Именно эти трассы испытывают большую нагрузку и быстрее всего разрушаются. Введение контрольных точек позволит фиксировать вес и габариты грузового транспорта. Для тех, кто нарушит нормативы, предусмотрены штрафы от 100 до 500 тыс. рублей для юридических лиц.
На установку одного пункта потребуется от 80 до 120 млн рублей в зависимости от дорожных условий и интенсивности трассы. Расчет берется исходя из восьми точек на один район области. Общая сумма расходов с учетом обслуживания таких узлов может составить около 1 млрд рублей. Такую финансовую нагрузку областные дорожники понести не в силах, поэтому программу по обустройству пунктов растянули на пять лет. Также региональные власти занялись поиском компаний, которые занимаются установкой стационарных и передвижных комплексов систем фиксации на дорогах.
По информации «СПб», к участию в этом проекте уже заявилось несколько компаний. Среди них «Ростелеком», который реализовал подобную программу в Нижегородской области, и IBS, которая специализируется в сфере стратегического развития IT-ресурсов.
«Сейчас мы выбираем из нескольких предложений, смотрим технические характеристики и так далее,— сказал председатель дорожного комитета Ленинградской области Юрий Запалатский.— Но главное — мы выбираем из разных форм сотрудничества. Это может быть и концессия, и государственно-частное партнерство, и контракт жизненного цикла».
«Ростелеком» предложил властям Ленобласти сотрудничество на условиях концессионного соглашения. В компании IBS раскрыть подробности или прокомментировать эту тему отказались.
По словам Юрия Запалатского, планируется, что введение весогабаритных пунктов позволит увеличить дорожный фонд региона на 10%.
«Мы ожидаем прибыль от этих установок в районе 750 млн рублей в год, но это пока лишь расчеты на бумаге, которые предоставили нам операторы»,— уточнил Юрий Запалатский.
В свою очередь, представители дорожной отрасли сомневаются в точности измерений на подобных пунктах весогабаритного контроля, а также жалуются на отсутствие обратной связи от властей.
«Мы неоднократно обращались со своими предложениями по комплектации пунктов фиксации на уровень Минтранса РФ и в областной дорожный комитет, но не были услышаны,— сообщил глава ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Митягин.— Опыт других регионов, где пункты уже установлены, говорит о том, что измерения проводятся не всегда корректно, случаются ошибки, а суды в спорах встают не на сторону грузоперевозчиков».
По его мнению, идеальным выходом из этой ситуации была бы возможность повторного контрольного взвешивания при выявлении перегруза.
«Например, в некоторых странах чуть дальше фиксатора стоит светофор, который показывает водителю, что нужно вернуться: у него что-то в не порядке. Тогда можно избежать ошибки, а мы же сейчас обо всем узнаем лишь по факту»,— говорит Владимир Митягин.
Заместитель главы Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по СЗФО Константин Шаршов считает, что установка весогабаритных пунктов контроля на дорогах Ленобласти коснется только тех, кто занимается внутренними грузоперевозками.
«Мы занимаемся международными перевозками грузов, и на таможенных постах давно уже эти нормы и правила введены. А вот тем, кто ездит внутри региона, придется перестроить свою схему логистики. Но тут тоже возможны разночтения. Допустим, песок перевозится без тентов, стандартный объем кузова — примерно 20 тонн. Но пока самосвал ехал, пошел дождь, и его песок уже весит 22 тонны, получается перегруз. Как тут быть?» — рассуждает господин Шаршов.
По словам директора Выборгского филиала компании ЦБИ (корпорация «Гепард») Андрея Оганесова, если ориентироваться на предложенные нормы, то рейсов в итоге для перевозки грузов нужно будет делать больше, а это влечет дополнительные расходы, что не может не отразиться на конечной стоимости стройматериалов.
«Мы ожидаем увеличения конечной стоимости песка, щебня и других материалов, необходимых для строительства, в том числе и дорог, примерно в 1,7 раза,— говорит Андрей Оганесов.— Тоже бы хотелось знать, какие именно измерения будут на этих постах. Если будут штрафовать из-за перегруза на ось, то это под удар поставит еще и бетон, бензин, молоко и другие жидкие грузы. Мы проводили эксперимент, и нагрузка при их перевозе меняется постоянно. Таким образом власти загоняют отрасль грузоперевозок в тупик».
Как пояснил глава «Ленавтодора» Денис Седов, регионы неоднократно обращались в Минтранс РФ с предложением ввести хорошо себя зарекомендовавшую систему «Платон» на уровне субъектов, но столкнулись с законодательной проблемой.
«Когда внедрялся «Платон», то в законе была прописана такая фраза, что система ведет взыскание штрафов с федеральных дорог. Если ее изменить на «… и региональных», то можно было бы что-то обсуждать. Но сейчас есть постановление президиума Госсовета РФ о приведении российской сети автомобильных дорог в нормативное состояние, и мы действуем в рамках его»,— добавил он.