В рамках Сибирского транспортного форума прошла дискуссия на тему «Перспективы регулирования рынка грузовых перевозок и экспедирования». Мероприятие было организовано Сибирской ассоциацией автомобильных перевозчиков и Союзом транспортников, экспедиторов и логистов Сибири.
В дискуссии приняли участие вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев, президент группы компаний ИТЕКО Евгений Бабаев, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат, директор по развитию бизнеса компании Globaltruck Андрей Атланов, президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов, президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев, руководители транспортных компаний.
Открывая мероприятие, президент СААП Вячеслав Трунаев напомнил собравшимся о том, что в Государственную Думу РФ внесены законопроекты, предусматривающие создание реестров грузоперевозчиков и экспедиторов. В отраслевом сообществе звучат различные мнения по поводу этих законопроектов. Президент СААП предложил участникам мероприятия обсудить плюсы и минусы этих законопроектов.
Первым слово взял вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев. Он рассказал о вариантах законопроекта о реестре грузоперевозчиков, подчеркнув, что основной мотив появления этих документов — создать условия для того, чтобы транспортные компании были рентабельными.
По словам Алексеева, сейчас на рынке избыток транспортных средств и из-за этого ставки на перевозку в ряде случаев ниже себестоимости. «Находятся такие перевозчики, которые не исполняют полностью законодательство и за счет этого конкурируют. Идея ввести допуск состоит в том, чтобы на рынке остались работать только те перевозчики, которые будут исполнять те нормы, которые нам и так предписано исполнять», — объяснил вице-президент РАС.
К обсуждаемому законопроекту он относится критически. Наиболее предпочтительным вариантом введения реестра грузоперевозчиков Валерий Алексеев считает внесение изменений в Устав автомобильного транспорта и КоАП. Если в этих документах появится упоминание о необходимости ведения реестра перевозчиков, то все остальная нормативная база, необходимая для появления реестра, может быть создана с помощью подзаконных актов (постановлений правительства и приказов минтранса).
Отрицательное отношение к законопроекту в его нынешнем виде высказал и президент ГК «ИТЕКО» Евгений Бабаев: «В том виде, в котором он предложен, он не решит проблемы, которые мы как представители отрасли видим». По его мнению, в законопроекте перевозчикам навязывается услуга Торгово-промышленной палаты, при этом, ТПП не несет за эту услугу никакой ответственности, но требования к ведению реестра так составлены, что перевозчик в любом случае будет получать допуск в реестр в течение нескольких дней да еще и в письменном виде. И это в век цифровизации! В тоже время ничего плохого в реестре грузоперевозчиков Бабаев не видит. И даже предполагает, что ведение реестра можно было бы поручить ФНС, так как у налоговой инспекции и так есть все данные о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность в сфере автомобильных грузоперевозок.
Об основных замечаниях СААП к тексту законопроекта участникам мероприятия рассказала член Правления СААП, заместитель генерального директора компании «Лонгран Логистик» Алина Атланова. «Наше общее мнение — реестр нужен», — сказала она. Но предложила доработать законопроект, чтобы он превратился действительно в инструмент для обеления рынка. В противном случае, по ее словам, может получиться «очередная коррумпированная история, которая увеличит нашу себестоимость, но при этом все те же игроки останутся на рынке».
Вот основные замечания СААП к законопроекту. Первое касается требования к обеспечению финансовой состоятельности перевозчика. Сейчас в законопроекте говорится, что состоятельность подтверждается наличием в собственности имущества, стоимостью не менее 500 тысячах рублей при использовании одного транспортного средства. На каждое дополнительное транспортное средство прибавляется по 200 тысяч рублей. Но закон будет распространяться и на 20-тонные фуры, и на «Газели». Объем рисков для таких транспортных средств отличается, поэтому необходима дифференциация лимита ответственности. Для магистральных автопоездов предложенные суммы никак не решают вопрос с ответственностью перевозчика. Нужно устанавливать более жесткие лимиты по обеспечению финансовой состоятельности таких перевозчиков.
При этом было бы правильно не увязывать требования закона со всем имуществом перевозчика, а найти реальные инструменты, которые позволят осуществить выплаты в случае возникновения обязательств у перевозчика Алина Атланова предложила посмотреть на опыт АСМАП в этом вопросе либо использовать страхование ответственности перевозчика. Причем, как обязательный вид страхования.
Еще одно замечание касается оснований для исключения из реестра. Сейчас основанием является повторное административное нарушение, допущенное перевозчиком в течение года. При этом в список административных правонарушений, за которые могут исключить из реестра, включены почти все статьи КоАП, относящиеся к деятельности перевозчиков. Перечень соответствующих статей КоАП надо пересмотреть. Кроме того, необходимо уточнить за какое именно количество административных правонарушений перевозчика должны исключить из Реестра и увязать это количество с размером автопарка. Например, вывести допустимый коэффициент соотношения нарушений и автопарка. И штрафовать только те, компании, у которых этот коэффициент будет превышен.
Хотелось бы уточнить, что именно будет считаться рецидивом. Высший арбитражный суд говорит, что повтор это когда продолжаются нарушения одной и той же статьи кодекса (например, о нарушении скоростного режима). А Верховный суд считает, что повторное — это даже нарушения по разным статьям, но из одной главы кодекса (например, превысил скорость и не пристегнул ремень безопасности).
Насторожило транспортные компании и предложенное законопроектом требование к перевозчику обязательно быть владельцем записанного в транспортной накладной транспортного средства. «Подразумевается, что использовать субподрядчиков мы не сможем», — предположила Алина Атланова. Она считает это неправильным — состоящие в Реестре перевозчики должны сохранить возможность обращаться за помощью друг к другу, перепоручая в случае необходимости исполнение перевозочного обязательства. По этому пункту разгорелась бурная дискуссия. Но к единому мнению ее участники так и не пришли.
Директор транспортной компании «Алтай» Юрий Бетеньков поднял не менее острый вопрос — каким будет контроль за исполнением этого закона. Можно принять прекрасный закон, но если большинство участников рынка его не исполняют, а надзорные органы их не наказывают, то те, кто работают «в белую», кто берет на себя все новые обязательства, накладываемые законодательством,оказываются в минусе. По его словам, сейчас каждое второе индивидуальное предприятие выводит грузовики на трассу, не имея в штате сотрудников, отвечающих за прохождение транспортными средствами техосмотра, а водителями — медосмотра. «Где работа контролирующих органов?», — задавал риторический вопрос Юрий Бетеньков.
С тем, что в транспортной отрасли очень велика теневая составляющая, согласился и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат. По его мнению, нужно бороться за обеление этого рынка и в этом плане создание реестра грузоперевозчиков будет полезным. Региональный бизнес-омбудсмен предложил перевозчикам помощь в работе над законопроектом: «Мы можем поработать вместе с точки зрения экспертизы и оценки регулирующего воздействия этого закона».
Подводя итоги дискуссии, президент СААП Вячеслав Трунаев сказал, что в ближайшее время ассоциация направит в Комитет по транспорту Государственной Думы РФ свои предложения по корректировке законопроекта о реестре грузоперевозчиков.