01.11.2019

В последнее время в СМИ и Интернете появляется противоречивая информация об изменениях с тахографами на грузовых автомобилях, которые произойдут с 1 ноября текущего года.

Чтобы развеять домыслы, редакция ГиД собрала основные вопросы владельцев грузовых ТС и обратилась к экспертам Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта (НАПТА) Геннадию Мирошину и Тарасу Ковалю.

Противоречивая информация
ГиД: В автотранспортном сообществе идут разговоры о том, что новые требования КоАП сокращают перечень наказуемых нарушений. Так ли это на самом деле? И действительно ли станет возможным использование любых тахографов, имеющих пакет из трех соответствующих сертификатов?

Тарас Коваль (Т. К.): В автотранспортной отрасли появилась тенденция читать законодательство выборочно, а не системно. Тахография и режим труда и отдыха — не исключение в данном вопросе.

К сожалению, участники рынка тоже читают законодательство выборочно, воспринимая только те пункты, которые хотят видеть и слышать. Здесь — читаю, а этот абзац или документ в целом — пропущу. В результате вырисовывается относительно далекая от реальности картина. При этом немаловажное значение имеет появившаяся информация, которой поверили перевозчики.
Но платить за ошибки и незнание законов предстоит перевозчикам, а не многочисленным советчикам. Поэтому настоятельно рекомендую читать первоисточники, экскурс по которым проведет мой коллега Геннадий Мирошин.

Платить за ошибки и незнание законов предстоит перевозчикам, а не многочисленным советчикам.

Геннадий Мирошин (Г. М.): С чего начать? Какой документ является отправным в регулировании обязанности использования тахографа? Отправная точка — Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». В ст. 20 ч. 1 эта обязанность введена для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а в ч. 3 — для владельцев грузовиков из числа физлиц (вступает в силу с 1.11.19).

Как сформулирована в тексте закона эта обязанность (это важно, потому что от формулировки зависит правильность исполнения и ответственность) для юрлиц и ИП: «1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны <…> оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом правительством РФ».

Для физлиц (цитата): «3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, <…> обязаны <…> обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем 10 пункта 1 настоящей статьи».

ГиД: Любое ли устройство, которое в обиходе или производителями устройств называют тахографом, на самом деле является тахографом, который требуется установить в рамках закона?

Г. М.: Ответ на этот вопрос есть в тексте требований, указанных выше: «Требования к тахографам, <…> правила их использования, обслуживания <…> устанавливаются в порядке, определяемом правительством РФ».

Определение термина «тахограф» содержится в ст. 2 этого же закона (появится с 1 ноября): «Тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя ТС, о режиме труда и отдыха водителя ТС, управление которым входит в его трудовые обязанности».

Физлица обязаны применять то же устройство, что и юридические лица, и ИП. Это следует из отсылочной нормы в тексте требований закона, относящейся к физическим лицам: «Требования к тахографам <…> правила их использования, <…> устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым п. 1 настоящей статьи». А этот абзац и есть требования, предъявляемые к юрлицам и ИП.

ГиД: А как определить, является ли устройство, называемое тахографом, действительно тахографом, использование которого предусмотрено в законе?

Г. М.: Устройство не будет являться тахографом, если не будут выполнены требования ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно букве закона эти требования содержатся в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы».

Обратите внимание, что вместе с требованиями к тахографам в законе прописаны правила их использования, которые также устанавливаются правительством.

Т. К.: Таким образом, можно сделать вывод о том, что требования к тахографу для всех единые и они устанавливаются в порядке, определяемом правительством страны. Никакой иной прибор, даже если на нем пять раз разными шрифтами будет написано «тахограф» и он будет иметь различного типа сертификаты и прочие подтверждающие документы, но который не будет соответствовать требованиям закона, не будет являться таковым.

ГиД: Вы уделяете повышенное внимание юридическим вопросам. Почему это так важно?

Г. М.: Если мы не сделаем этого, то нарушается цепочка и, соответственно, логика нормативных требований к тахографам, которая начинается от ФЗ «О безопасности дорожного движения» и завершается подзаконным актом, конкретизирующим требования к такому устройству, как тахограф, и устанавливающим правила использования тахографа.

Требования к тахографам и правила их использования утверждены известным для многих приказом Минтранса от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».

Приказ №36 следует из требований Постановления Правительства №1213, где сказано: «требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта РФ».

ГиД: Следующий мой вопрос как раз и был про приказ № 36. В транспортном сообществе распространена мысль, что он появился «сам по себе»?

Т. К.: Нам важно донести логику законодательства транспортному сообществу. Иначе возникает иллюзия, что приказ носит «рекомендательный характер». Это не соответствует истине.

Штрафные санкции
ГиД: Наверное, самый больной вопрос — так кого и за что будут наказывать с 1 ноября по ст. 11.23 КоАП?

Г. М.: С 1 ноября ст. 11.23 КоАП получит новую формулировку, содержащую существенные изменения. Главные из них: увеличен размер штрафных санкций, расширен круг подотчетных лиц, а также конкретизированы и разделены между участниками составы правонарушений.

ГиД: За что конкретно будут наказывать водителя?

Г. М.: За нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 11.23, отвечать будет только водитель. Размер штрафа составит от 3000 до 5000 руб. А вот на составе правонарушений стоит остановиться подробнее.

«1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством РФ, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами РФ требований к использованию тахографа …».

В тексте установлено два правонарушения: управление транспортным средством без тахографа и нарушение установленных требований к использованию тахографа. По первому пункту все достаточно конкретно и не вызывает сомнения: если тахограф отсутствует, а при этом для данного типа и категории транспортного средства предусмотрена его установка, то это штраф.

Возникает иллюзия, что приказ носит «рекомендательный характер». Это не соответствует истине.

А если тахограф все-таки есть, — вопрос: какой именно? Вопрос важный, поэтому пройдем по нему еще раз. Ответ на него касается личного кошелька каждого водителя. Формулировка требования сообщает нам о тахографе, установка которого «на транспортном средстве предусмотрена законодательством РФ». Здесь следует вспомнить, что обязанность по оснащению тахографами введена законом «О безопасности дорожного движения».

Другого тахографа быть не может! Обратите на это внимание. Особенно когда увидите мнение о других тахографах, не соответствующих такой «мелочи», как закон «О безопасности дорожного движения». Вы же не ездите на автомобиле, обладающем всеми сертификатами, но не прошедшем установленную государством регистрацию транспортного средства. Рискует всегда перевозчик. В данном случае водитель рискует отдельно от владельца транспортного средства своими денежными средствами.

Другого тахографа быть не может! Обратите на это внимание.

Второй пункт не сложнее первого. Но по нему также много измышлений в Интернете. Возвращаемся немного назад и вспоминаем, в каком законодательном акте прописаны правила использования тахографа. Это все тот же ФЗ «О безопасности дорожного движения», а конкретные требования изложены в подзаконном акте — в приложении № 3 приказа № 36 Минтранса. Требования по контролю становятся более конкретными. Вместо общей формулировки «по соответствию требованиям» появились прямая ссылка на нарушения, которые легко идентифицировать.

Для примера рассмотрим перечень нарушений, содержащийся в «Правилах использования тахографов» (приложение № 3 приказа № 36):

«10. Водителям запрещается:

1) осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством РФ;

2) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;

3) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;

4) использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;

5) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;

6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа.

7) использование тахографа, не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки, и (или) оформленного свидетельства о поверке, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия».

Это только часть требований из «Правил использования тахографов». Но даже эта часть показывает, насколько расширился и конкретизировался перечень нарушений. Обратите внимание на пункт 1. Это те нарушения, которые содержит текущий текст ст. 11.23 КоАП, и это всего лишь один пункт из множества новых требований.

ГиД: Очень популярный вопрос: действительно ли отменили тахографы с блоком СКЗИ?

Г. М.: Тем, кто так думает, хочу сообщить нерадостную весть: смотрите п. 4 текста правил, приведенного выше. По-прежнему в перечень используемых включаются только тахографы с блоком СКЗИ и только после прохождения соответствующих испытаний. Требования к тахографам никуда не делись. В пункте 1 есть прямая ссылка на них. Требования к тахографам изложены в приложении № 1 к приказу № 36. Там тоже указано на обязательное применение блока СКЗИ.

ГиД: Какие изменения ждут водителей за нарушение режимов труда и отдыха?

Г. М.: За нарушение режимов труда и отдыха водителя или за нарушение норм времени управления и отдыха, в зависимости от того, выполняет ли водитель свои трудовые обязанности или управляет собственным грузовиком, размер штрафа составит от 1500 до 2000 руб. Текущий штраф составляет от 1000 до 3000 руб. Здесь состав правонарушений понятен: если водитель выполняет свои трудовые обязанности, то он должен следовать нормам, установленным в 15-м приказе Минтранса, как это и происходит в настоящее время.

А вот для водителей, владеющих грузовиком и выполняющих поездку в собственных интересах, должны быть установлены нормы времени управления и отдыха в Правилах дорожного движения; их пока нет, до их появления статья будет неисполнимой с позиции надзорных органов.

ГиД: За что будут наказываться должностные лица и в каком размере?

Г. М.: Должностное лицо будет отвечать по ч. 2 и 3 этой статьи. За выпуск на линию транспортного средства без тахографа или с нарушением требований к использованию тахографа и за нарушение режимов труда и отдыха водителей в одинаковом размере — от 7 тыс. до 10 тыс. руб.

В случае выпуска на линию должностному лицу следует учесть логику, которая приведена выше, касающуюся термина «тахограф», и какое устройство считается тахографом, чтобы не удивляться полученному штрафу.

В части требований к использованию тахографа, в помощь в их конкретизации должностному лицу нужно изучить приложение № 3 к приказу № 36 — «Правила использования тахографов», — в котором отдельный раздел посвящен обязанностям перевозчика.

Для примера — несколько пунктов требований, которые выполнить легко, а за невыполнение придется дорого заплатить. Транспортные предприятия должны выполнять следующие требования (цитата): «… 4) обеспечивают водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера); 5) выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней; <…> 11) обеспечивают наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа…».

С полным перечнем требований «Правил использования тахографа» стоит ознакомиться внимательно и до наступления даты вступления в силу новой редакции КоАП.

ГиД: За что и как накажут юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

Г. М.: Эта категория субъектов права в ст. 11.23 ранее отсутствовала. Но с 1 ноября юрлица и ИП будут отвечать по ч. 2 за выпуск на линию и нарушение «Правил использования тахографов» и по ч. 3 ст. 11.23 за нарушение водителем режимов труда и отдыха — в размере от 15 тыс. до 25 тыс. для ИП и от 20 тыс. до 50 тыс. для юрлиц.

По составам правонарушений — аналогично с должностными лицами. Но сотрудникам надзорных органов придется доказывать действия юрлица или ИП как характеризующиеся прямым понуждением водителя к нарушению режимов труда и отдыха. Это, кстати, касается аналогичного состава правонарушения, совершенного должностным лицом. И в этом будет определенная трудность для надзорных органов.

А вот по ч. 2 ст. 11.23 такого затруднения не будет. Наоборот, поскольку все нарушения конкретно прописаны в приложении № 3 к приказу № 36, то основная работа инспекторов будет сосредоточена на проверке требований, перечисленных в этом приложении.

В этом будет определенная трудность для надзорных органов.

Для примера еще несколько требований из «Правил использования тахографов», которые касаются владельцев транспортных средств и их должностных лиц:

«3. В тахографе активизируется и используется один блок СКЗИ тахографа, соответствующий требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение № 1 к настоящему приказу), сведения о котором включены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях блоках СКЗИ тахографа.

4. В тахографе используются карты водителя, мастерской, предприятия, контролеров, соответствующие требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение № 1 к настоящему приказу), сведения о которых включены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях карт».

И еще:

«7) при выводе тахографа из эксплуатации обеспечивают хранение снятого блока СКЗИ тахографа в течение года;

8) направляют неисправный или функционирующий со сбоями тахограф на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских;

9) направляют в ФБУ «Росавтотранс» данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ тахографов;

10) обеспечивают перед утилизацией тахографа запись в базу данных транспортного предприятия сохраненной в тахографе информации и ее хранение в течение одного года».

Те, кто искал и не нашел в тексте ст. 11.23 КоАП требования по использованию блока СКЗИ, могут найти его в тексте требований по использованию. В п. 3 и 4, подпунктах 7 и 9, также в тексте приложения 1 к приказу № 36, на которое постоянно ссылаются «Правила использования тахографов» и которое содержит требования к тахографу.

ГиД: Бытует мнение, что ФЗ «О техническом регулировании», а также Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» разрешили любые тахографы.

Г. М.: Эти документы занимают свое важное место в нормативной базе. Все обязательные требования этих нормативных документов дополняют, а не замещают и не отменяют другие, не менее обязательные требования, из другой области законодательного регулирования, которая никоим образом не пересекается с областью технического регулирования. Иными словами, если бы мы вели диалог о безопасности конструкции транспортного средства, то тогда мы говорили бы о техническом регламенте.

Но мы ведем речь о правоотношениях в области безопасности дорожного движения, поэтому рассматриваем нормативные акты, регулирующие данную область. С точки зрения технического регламента и дословно транслируя его требования, конструкция транспортного средства должна обеспечивать установку и подключение тахографа. В ФЗ «О техническом регулировании» и Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» нет и не может быть по определению требований по безопасности дорожного движения, обеспечение которых выполняется через контроль соблюдения режимов труда и отдыха.

Т. К.: Похожая ситуация и с весовыми ограничениями. Техрегламент регулирует, например, осевые ограничения с точки зрения конструкции транспортного средства, а Постановление Правительства № 272 в приложении № 2 — с точки зрения воздействия автомобиля на дорожное полотно.

ГиД: Почему тема тахографии и РТО так важна для автотранспортной отрасли?

Т. К.: Исторически сложилась ситуация, когда тему нашего большого диалога можно назвать «О режиме труда и отдыха». Видимо, этому способствовало влияние преамбулы ЕСТР, где «необходимость повышения безопасности дорожного движения» прописана на первом месте. Однако в ЕС директива 561/2006, которая регулирует процесс вождения и отдыха, называется «О гармонизации некоторых социальных законов, касающихся автомобильного транспорта».

То есть речь идет о множестве параметров, позволяющих сделать рынок равным для конкуренции перевозчиков из любой страны Евросоюза. В преамбуле директивы написано: «Целью правил является гармонизация условий конкуренции между компаниями наземного транспорта, в частности в сфере автомобильного транспорта, а также улучшение условий труда и безопасности дорожного движения». Привычный нашему уху и глазу ответ «для безопасности дорожного движения» записан только в третьем пункте. Но об этом мы еще поговорим отдельно.

Г. М.: На любой конкретный вопрос перевозчика будет дан профессиональный и юридически значимый ответ департаментом тахографии НАПТА.

Кто хочет обмануть самого себя, тому трудно оценить реальность, кто хочет платить только за свои ошибки, а не за чужие заблуждения, тот будет разбираться в вопросе досконально.

Беседовал Максим Алексеев

Грузовики и дороги

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики