16.12.2019

Межотраслевой экспертный совет (МОЭС) поддержал создание в России реестра грузовых автомобильных перевозчиков и предложил сделать его бесплатным для включенных в него участников.

Соответствующие экспертные заключения и концептуальные предложения, подготовленные на базе рабочей группы МОЭС, были направлены 10 декабря в Министерство транспорта России.

Речь идет о внесении изменений в законопроект «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ», который был внесен в Госдуму в феврале этого года и предусматривает создание в нашей стране такого реестра перевозчиков.

«Создание и ведение государственных реестров перевозчиков грузов за плату и перевозчиков грузов для собственных нужд должно способствовать снижению доли нелегальных (так называемых серых) перевозчиков на рынке автотранспортных услуг и обеспечению возможности государственного надзора за деятельностью грузового автомобильного транспорта», — отмечается в обращении МОЭС в Минтранс.

Среди вошедших в документ экспертных предложений, в частности, содержится инициатива по обязательной регистрации собственников (владельцев) автотранспортных средств в подобных госреестрах, а также обязанность таких владельцев иметь в штате ответственных специалистов по организации грузовых перевозок.

Также, по мнению экспертов МОЭС, необходимо законодательно установить обязательность соблюдения перевозчиками требований к подготовке ответственных специалистов по организации перевозок грузов.

При этом контроль за соблюдением установленных законом соответствующих требований — в том числе по финансовой состоятельности, профессиональной надежности перевозчиков при доступе на рынок автотранспортных услуг — должен быть возложен на органы госнадзора.

В целом, считают эксперты Совета, подготовленный к первому чтению в Госдуме закон должен способствовать созданию условий добросовестной конкуренции на рынке грузовых автоперевозок среди владельцев ТС различных форм собственности и работающих на различных формах налогообложения.
Как отмечается в обращении, исполнение норм в предложенном варианте законопроекта распространяется не только на коммерческих перевозчиков грузов, но и на отдельных юрлиц и ИП, осуществляющих перевозку грузов для собственных нужд. «Принятие законопроекта в дальнейшем окажет влияние на всех участников рынка грузовых автомобильных перевозок и, по сути, практически на всю экономику России в целом», — отмечают авторы инициативы.

В то же время, по мнению экспертов МОЭС, создаваемый реестр грузовых автоперевозчиков должен быть бесплатным для его участников.

«На наш взгляд, включение в реестр и его ведение должны осуществляться на безвозмездной основе, так как предполагаемое «обеление» рынка услуг даст дополнительное поступление в бюджет государства, по оценке экспертов, около 100 млрд руб.», — подчеркивают они.

При всем при этом, по мнению членов Экспертного совета, реестр должен являться живым механизмом контроля участников рынка грузовых перевозок.

«В случае систематических нарушений грузоперевозчик может быть исключен из реестра на определенный срок, что является наиболее действенным в предотвращении и локализации рисков для участников рынка перевозок. В случае устранения выявленных нарушений и истечения срока исключения из реестра перевозчику должен быть возвращен первоначальный статус в реестре», — отмечают в МОЭС.

Кроме того, участники Совета обращают внимание на тот факт, что согласно законопроекту транспортные операторы, не внесенные в реестр и осуществляющие при этом грузоперевозки, будут нести административную ответственность. Однако конкретная форма наказаний за подобные нарушения требований закона в настоящее время законом не установлена. В связи с этим, полагают эксперты, уже сегодня при рассмотрении данного законопроекта необходимо проработать предложения по форме административного наказания — хотя бы концептуально.

«При этом наиболее действенным механизмом наказания будут не размер штрафа и даже не постановка на штрафстоянку, а репутационные риски. Открытость реестра обеспечит всем участникам рынка, в том числе заказчикам и грузоотправителям, возможность оперативного реагирования в отношении нарушителей требования закона. Нарушитель лишится заказчиков, что равносильно закрытию бизнеса», — подчеркивают члены Совета.

В то же время, считают в МОЭС, создание реестра перевозчиков требует от властей тщательной, детальной проработки. «Поспешное введение реестра обернется весьма отрицательными последствиями», — подчеркивается в обращении.

Кроме того, как полагают эксперты, внесенная в Госдуму редакция законопроекта несет в себе некоторые риски для отрасли, включая рост административной нагрузки и рост напряженности среди участников рынка. Также, по мнению членов Совета, документ несет в себе угрозу коррупционной составляющей. Последняя может возникнуть в случае непрозрачности принятия решений о включении и исключении транспортных операторов из реестра, изменения статуса перевозчика или отсутствия четких сроков изменения информации в реестре.

В то же время в случае должного подхода и учета экспертных предложений, считают в МОЭС, реестр грузоперевозчиков позволит упорядочить рынок, повысить прозрачность его внутренних бизнес-процессов и увеличить инвестиционную привлекательность сектора.

«Любые меры регулирующего характера должны носить недискриминационный характер, обеспечить равные требования ко всем участникам рынка, не ухудшающие конкурентных условий», — отмечается в обращении.

В завершение своего письма его авторы предложили Минтрансу провести совещание с участием представителей министерства, ФНС России, Комитета Госдумы по транспорту и профессиональных общественных объединений грузовых перевозчиков. Такая встреча, уверены в МОЭС, поможет не только продуктивно обсудить существующие проблемы отрасли, но и выработать решения по ее «обелению».

Добавим также, что идею создания всероссийского реестра грузовых автомобильных перевозок в руководстве Межотраслевого экспертного совета озвучивали еще в 2017 году. По мнению председателя МОЭС Бориса Рыбака, со временем реестр можно было бы использовать при введении системы допуска на рынок новых участников. В дальнейшем, в 2018 году, с предложением ввести систему допуска на рынок грузоперевозок выступали также в Российском автотранспортном союзе (РАС).

Грузовики и дороги

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики