Правительственная комиссия по безопасности движения разработала план действий по ужесточению контроля за скоростным режимом. В частности, стала известна судьба одной из самых обсуждаемых в последний год инициатив: региональным властям дадут право вводить штраф за превышение скоростного лимита на 10 км/ч. Штрафы за значительные превышения скорости при этом будут повышены в несколько раз, а накопив большое количество нарушений, водители потеряют право на 50-процентную скидку. Нововведения будут заложены в новом КоАП, при условии что их поддержит «руководство страны», заявил вице-премьер Максим Акимов. Решение вряд ли будет принято «в ближайшее время», заявила пресс-служба Дмитрия Медведева. В «Единой России» правительственные планы раскритиковали.
Тема ужесточения контроля скоростного режима обсуждалась вчера на закрытом заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. Так называемый нештрафуемый порог (за превышение менее чем на 20 км/ч скоростного лимита штраф не назначают), по словам вице-премьера Максима Акимова, будет отменен — без этого не получится выполнить майский указ президента РФ о снижении числа погибших на 100 тыс. населения с 11,6 до 4. Ужесточение будет происходить поэтапно.
Планируется подготовить законопроект (скорее всего, поправки к КоАП), содержащий три новеллы. Первая даст право региональным властям в качестве эксперимента самостоятельно вводить штраф за нарушение скоростного лимита на 10 км/ч. Возможно, это будут города-миллионники, города федерального значения или столицы регионов, предположил Максим Акимов. Первым таким регионом, по сведениям “Ъ”, может быть Москва, по крайней мере, столичные власти в этом заинтересованы. В первом квартале 2020 года ГИБДД и Минтранс определят критерии эксперимента. Второе нововведение — увеличение действующих штрафов за превышение скорости. Законопроект об этом ГИБДД анонсировала еще в апреле: за превышение на 20–40 км/ч штраф в МВД предлагают повысить с нынешних 500 руб. до 3 тыс. руб., за превышение на 40–60 км/ч (1 тыс.— 1,5 тыс. руб.) — до 4 тыс. руб., за повторные нарушения — до 10 тыс. руб. (сейчас максимальный размер — 5 тыс. руб.). Конкретные санкции будет прорабатываться в первом квартале 2020 года. Третье новшество — лишение права на дисконт при уплате штрафа в случае, если водитель часто нарушает ПДД. Количество и виды нарушений, которые будут основанием для лишения этого права, определят позже. Столичные власти, по данным “Ъ”, предлагают пороговым значением сделать 30 нарушений в год.
После того как предложения будут проработаны, пояснил Максим Акимов, они будут доложены «руководству страны», в случае поддержки — внесены в Госдуму. «Это сложный и тонкий вопрос, связанный с распределением полномочий между уровнями власти, внесением изменений в КоАП РФ»,— отметил чиновник. В начале декабря, напомним, премьер Дмитрий Медведев заявил, что штраф за превышение разрешенной скорости на 10–20 км/ч вводиться пока не будет, вопрос нужно дополнительно обсуждать. На следующий день глава МВД Владимир Колокольцев заявил, что ведомство также выступает против снижения «нештрафуемого порога», хотя ранее полиция придерживалась диаметрально противоположной позиции. Так или иначе, господин Акимов, судя по всему, намерен убедить главу правительства поддержать намеченный план по ужесточению. «Дмитрий Медведев сомневается в целесообразности снижения нештрафуемого порога превышения скорости, о чем он неоднократно говорил,— заявил вчера пресс-секретарь премьера Олег Осипов.— Вряд ли в ближайшей перспективе решение будет принято».
Как Дмитрий Медведев притормозил штрафы за скорость
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков назвал предложение господина Акимова «однобоким». «Есть масса других способов снизить аварийность: изменить правосознание граждан с помощью социальной рекламы, привести в нормативное состояние автодороги и инфраструктуру, ужесточить правила подготовки водителей и так далее,— говорит он.— Снижать аварийность одними запретами и ограничениями неправильно». Наделять отдельные города и субъекты правом снижать «нештрафуемый порог» скорости тоже неправильно, считает депутат: водители будут путаться, переезжая границы субъектов федерации. «Мне не нравится тенденция, когда законодательство и стандарты подгоняют под интересы одного города,— отметил господин Лысаков.— Так было, когда в КоАП прописали повышенные штрафы за парковку в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Это попахивает сепаратизмом. Устанавливать скоростной порог — точно не полномочия региона».
«Снижение нештрафуемого порога до 10 км/ч будет поводом для того, чтобы штрафовать большое количество людей в той ситуации, когда у них нет намерения нарушить ПДД,— поддержал критику вице-спикер Совета федерации и секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.— Большинство людей считают эту меру избыточной и не поддерживают ее».
Глава Минтранса Евгений Дитрих, по данным “Ъ”, выступая вчера на комиссии, заметил, что значительная часть штрафов с камер приходит из-за «рваных» скоростных режимов, причем не только на трассах, но и в городах. Он имел в виду хаотичный порядок смены ограничительных знаков. Господин Дитрих также отметил, что города и сегодня могут добиться желаемого снижения скорости: для того чтобы машины ехали со скоростью 50 км\ч, нужно ставить знаки «30», и т. д.