18.05.2020

Из-за кризиса, спровоцированного пандемией, начатый в последние годы процесс «обеления» отрасли автомобильных грузоперевозок может замедлиться, считает операционный директор логистической компании «Точка-Точка» Максим Алексеев. По его словам, некоторые негативные тенденции на рынке уже наблюдаются.

«Мы, например, видим, что со стороны контрагентов увеличивается количество запросов на расчет наличными», — говорит Максим Алексеев. Это может свидетельствовать о том, что на фоне кризиса для снижения издержек бизнес снова возвращается к прежним схемам уклонения от налогов.

«Это тем более небезопасная тенденция, что экономика автомобильных грузоперевозок и прежде не отличалась прозрачностью, — подчеркивает операционный директор «Точка-Точка», — и только в последние несколько лет наметился процесс «обеления» рынка».

Автомобильные грузовые перевозки действительно постоянно упоминаются Федеральной налоговой службой среди отраслей с большой долей «серых» игроков. По оценкам ведомства, как минимум половина рынка так или иначе находится в «теневой» зоне, из-за чего бюджеты всех уровней за последние три года, по приблизительным подсчетам все той же ФНС, недополучили около 400 млрд. рублей.

Речь прежде всего идет о неправомерном возмещении НДС и занижении базы по налогу на прибыль, в том числе через наличные расчеты и привлечение к перевозке т.н. «физиков» — незарегистрированных игроков.

В последнее время, однако, ФНС усилила контроль за «цепочкой» НДС (используется автоматизированная система), а запуск «Платона», в принципе, сделал видимыми тех владельцев грузовиков, которые занимаются перевозками.

О том, что «обеление» рынка действительно идет, косвенно свидетельствуют данные Росстата: в допандемические времена, несмотря на стагнацию, о которой говорили тогда транспортные компании, официальная статистика показывала небывалый рост перевозок автомобильным транспортом. Так, например, по итогам 2019-го года грузооборот увеличился на 5,8% (хотя после 2012-го года показатели не выходили за пределы +2,3%), в январе этого года рост составил 12,3%, а в феврале — вообще 17,7%.

Как заметил тогда исполнительный директор транспортной компании Traft Андрей Савин, «все более частое подключение к системе «Платон» и «обеление» рынка просто добавляют уже существующие тонно-километры в статистику Росстата».

«Причины того, что сейчас бизнес снова уходит «в тень», вполне понятны, — комментирует Максим Алексеев. — Эта тенденция всегда усиливается на фоне экономических потрясений. В этот раз — из-за ограничений, вводимых для предотвращения распространения коронавирусной инфекции, и обвала рубля».

Объемы упали на 30%

Если еще по итогам марта перевозчики говорили о том, что объемы (причем не только за счет товаров первой необходимости) держатся на прежнем уровне, то за апрель картина существенно изменилась.

7-го мая в ходе совещания с Владимиром Путиным по вопросам развития транспортной отрасли генеральный директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Андрей Курушин озвучил такие данные: в международном сообщении перевозки автомобильным транспортом «просели» на 20%, во внутрироссийском — на 30%.

Представители рынка эти цифры подтверждают. «Да, в апреле мы зафиксировали снижение объемов перевозок по России примерно на 30%, хотя в марте по этому направлению еще наблюдался рост», — говорит Алексей Черкашин, начальник отдела российского экспедирования логистической компании «ДАКСЕР».

По мнению Максима Алексеева, в ближайшие месяцы падение может продолжиться. «На данный момент сложно сказать, на сколько процентных пунктов упал грузооборот, — отмечает операционный директор логистической компании «Точка-Точка», — корректные показатели можно будет проанализировать к концу лета. Думаю, что многие компании за второй-третий квартал получат сокращение объемов до 50% год к году».

Одна из основных причин такого спада — это т.н. «карантинные» выходные, введенные в стране для борьбы с распространением коронавирусной инфекции. С 30-го марта по 11-е мая многие предприятия страны были вынуждены ограничить или полностью приостановить свою деятельность. В числе последних оказались строительные организации, пункты розничной торговли и даже производства — именно те, кто являются основными заказчиками грузоперевозочных услуг.

«Около 10% наших клиентов, — говорит Алексей Черкашин, — в апреле приостановили свою деятельность». С 12-го мая началось поэтапное снятие ограничений и постепенный переход предприятий к прежнему режиму работы, однако когда именно режим работы действительно станет прежним и все ограничения будут сняты окончательно (особенно если учесть, что эпидемиологическая ситуация остается острой и есть опасность второй волны), сказать сложно.

«В нынешней ситуации точно не проиграли перевозчики крупного дистанционного ритейла и, как следствие, магистральные партнеры курьеров, — отмечает Максим Алексеев. — Думаю, рост именно в этом сегменте частично смягчил удар от падения показателей грузооборота в целом по автомобильной отрасли». Не почувствовали значительного снижения объемов и перевозчики, работающие с сетевыми ритейлерами и крупными дистрибьюторами, чья деятельность связана с обеспечением населения товарами первой необходимости.

Остальным приходится как-то адаптироваться к сокращению грузовой базы.

«Многие наши партнеры вообще прекратили брать загрузки в столицу и из нее и сосредоточились на обслуживании региональных, областных и городских маршрутов, — описывает ситуацию представитель логистической компании «Точка-Точка». — А часть наших партнеров из-за того, что транспорт и так простаивает, просто встали на ремонт».

Обещанная налоговая поддержка

Сейчас уже точно известно, что компаниям, занятым в отраслях, которые включены в перечень наиболее пострадавших (а автомобильные перевозки в этот перечень включены), дают отсрочку на уплату налогов и страховых взносов.

То есть: пока официально действует «разрешение» позже заплатить налоги, а не вообще их не платить.

Только на совещании 11-го мая (через месяц после того, как было принято решение об отсрочке) Владимир Путин анонсировал очередной пакет мер, который, по словам Президента, предусматривает полное списание налогов и страховых взносов за II квартал.

Однако пока эта мера не утверждена и, какими будут условия для получения налогового освобождения, неизвестно. Из выступления Владимира Путина можно понять, что из компаний из пострадавших отраслей рассчитывать на такую поддержку смогут лишь представители малого и среднего бизнеса, а спишут им все налоги, за исключением НДС.

В то же время Министерство транспорта готовит свой комплекс мер, которые разрабатываются уже непосредственно для транспортной отрасли. В их числе озвучивалось также обнуление НДС на внутренние и международные грузовые автомобильные перевозки. Правда, и это положение еще не принято.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики