С 1-го октября 2020-го года в России стартует эксперимент по использованию электронной транспортной накладной и электронного путевого листа в автомобильных грузовых и пассажирских перевозках, напоминают в пресс-службе Министерства транспорта. Пилотный проект, который продлится в течение месяца, затронет не все, а только некоторые регионы страны — Москву, Татарстан, Московскую, Калужскую, Рязанскую области и Краснодарский край.
Напомним: подготовка к эксперименту, который должен приблизить долгожданное для бизнеса внедрение электронного документооборота в автомобильных перевозках, началась в феврале этого года. К маю утвердили состав его участников. Точный перечень компаний в ведомстве еще не озвучивали, однако ранее министр транспорта Евгений Дитрих в качестве возможных перечислял «Сбербанк», «Яндекс», «Мираторг» и «Газпром нефть».
Цифровое взаимодействие между бизнесом и государственными органами будет обеспечивать ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Обмен электронными документами через разработанную предприятием информационную систему, как уверяют в Министерстве транспорта, будет осуществляться в круглосуточном режиме семь дней в неделю.
То есть: оформление электронной транспортной накладной и электронного путевого листа должно будет происходить именно через систему ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», к которой получат допуск соответствующие надзорные ведомства.
Однако при этом документы в бумажном виде для участников эксперимента все равно не отменяются, поскольку российское законодательство требует их заполнения. Кроме того, их необходимо иметь при себе для предъявления сотрудникам ГИБДД и Ространснадзора, осуществляющим контроль на дорогах.
Эксперимент, как ожидается, должен ускорить внедрение электронного документооборота в грузовых и автомобильных перевозках и, в частности,запуск суперсервиса «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов», начало практической эксплуатации которого запланировано на 2023-й год.
По словам заместителя министра транспорта Алексея Семенова, пилотный проект должен «наглядно доказать работоспособность информационной системы и надежность цифровой платформы».
«Существующий механизм оформления транспортной накладной и путевого листа «на бумаге» требует от всех участников рынка перевозок существенных временных и финансовых затрат. Перевод же их в «цифру» обеспечит качественно новый уровень документооборота, что для бизнеса означает сокращение затрат, а для государства — прозрачность контроля», — подчеркнул чиновник.
При этом транспортные компании уже не первый год самостоятельно проводят подобные пилотные проекты. Иными словами: сами переходят в своей работе на электронный документооборот. Как рассказывали Trans.ru в ГК «CRAFTER», несмотря на то, что официально оформление транспортной накладной в «цифровом» формате не предусмотрено, ее на данный момент принимают уже и налоговые службы.
Отметим, что разрешить использование электронных документов во внутрироссийских автомобильных перевозках обещали еще в 2018-м году, однако этого до сих пор не произошло.
Единственное: в конце прошлого года Министерство транспорта подготовило проект Постановления Правительства об электронной транспортной накладной. В соответствии с ним оформление транспортных документов будет осуществляться через специальных операторов, которые, в свою очередь, будут обеспечивать допуск к ним надзорных ведомств.