Во вторник, 24-го ноября, депутаты Государственной Думы в третьем, окончательном, чтении одобрили законопроект, который должен ужесточить контроль за иностранными перевозчиками: при наличии неоплаченных штрафов их не выпустят из страны, а если выпустят — то не впустят. Документ, кроме того, касается и российских перевозчиков: он уточняет правила допуска к международным перевозкам и вводит реестр, где будут числиться те, кто такой допуск получил.
Напомним: работа над ужесточением контроля за зарубежными перевозчиками началась еще в прошлом году. Тогда летом Владимир Путин поручил профильным ведомствам (Министерству транспорта, МВД, ФТС) составить «дорожную карту» мероприятий, которые могли бы гарантировать неотвратимость наказания для иностранных водителей.
Проблема заключается в том, что сейчас они привлекаются к ответственности за нарушение правил перевозки в небольшом проценте случаев, из-за чего, бывает, от этих правил сознательно «отлынивают».
Так, например, перевозчики в Приморском крае рассказывали (это еще было до эпохи коронавируса), что их коллеги из Китая позволяют себе не регистрироваться в системе «Платон» и не придерживаться габаритных и весовых норм, потому что штрафы за это им выписывают редко, а если и выписывают, то российский контроль работает таким образом, что их (эти штрафы) можно и не оплачивать и спокойно покидать страну.
Как следствие, китайские перевозчики занижают расценки на свои услуги, создавая для местных компаний недобросовестную конкуренцию.
Одобренный Государственной Думой законопроект призван такие «перекосы» исключить, хотя на самом деле вносит в законодательство не так уж много чего-то действительно нового.
Оно, например, и сейчас предусматривает, что перевозчика-штрафника могут задержать до погашения задолженности в стационарных и передвижных пунктах контроля и при пересечении границы. Однако принятый документ, во-первых, расширяет число оснований для задержания, а во-вторых, четко прописывает ситуации въезда в страну и выезда из нее.
Если при въезде в страну обнаружится, что за транспортным средством (грузовым автомобилем или автобусом) числятся неуплаченные штрафы, то водителю дадут три часа на их уплату. Если в течение указанного времени он этого не сделает, транспортное средство не сможет въехать в страну и должно будет покинуть территорию России.
Контроль будет действовать и при выезде перевозчика из страны: он сможет покинуть территорию России только после уплаты штрафов.
Для того чтобы такой механизм действительно применялся, будет разработан порядок обмена данными между МВД, ФТС и Ространснадзором (его позже распишут Постановлением Правительства).
При этом основаниями для задержания будут не только нарушения правил международных перевозок, нарушения в области транспорта (глава 11 КоАП) и невнесение платы в рамках системы «Платон», как предусмотрено на данный момент, — к ним добавят также нарушения в области дорожного движения (глава 12 КоАП).
Иными словами, перевозчика смогут не выпустить из страны даже за превышение скорости, выезда на встречную полосу, стоянку в неположенном месте и т.п.
Причем ранее Министерство транспорта анонсировало изменения в КоАП, в соответствии с которыми Ространснадзор, остановив транспортное средство должника в пунктах контроля на дороге, за неуплаченные штрафы по всей 12-й главе Кодекса и за нарушения режима труда и отдыха сможет задерживать его вплоть до применения блокираторов.
Отметим также, что в соответствии с разрабатываемой Министерством транспорта, ФТС и МВД «дорожной картой» для слежения за иностранными перевозчиками планировали также использовать камеры на подъездах к границе со странами ЕАЭС и организовать между таможнями обмен данными о временно ввезенных транспортных средствах (по поводу последнего, правда, еще не пришли к соглашению).
Законопроект, кроме того, уточняет правила допуска отечественных перевозчиков к международным перевозкам. Вернее, так: в закон внесут основания для допуска, которые сейчас прописаны Постановлением Правительства. Сами же основания, в принципе, останутся прежними: наличие транспортных средств в пользовании, устойчивое финансовое положение, свидетельство профессиональной компетентности.
Напомним: на данный момент устойчивое финансовое положение означает наличие в собственности имущества на сумму как минимум 300 тыс. рублей при использовании одного транспортного средства и 170 тыс. рублей на каждое следующее.
При этом документ предусматривает создание реестра российских перевозчиков, допущенных к международным перевозкам. Он будет содержать данные о компании или индивидуальном предпринимателе, об используемых для международных перевозок транспортных средств, сведения об ответственных специалистах, а также всю информацию о получении допуска, его аннулировании, приостановлении и т.п.
Планируется, что положения о реестре вступят в силу с 1-го сентября 2021-го года, а порядок задержания транспортных средств иностранных перевозчиков-должников при выезде из России и организации информационного взаимодействия для контроля за ними между МВД, ФТС и Ространснадзором — через 180 дней со дня официального опубликования закона.
Сам закон еще официально не опубликован, поскольку окончательно не принят: его еще должны утвердить верхняя палата парламента (Совет Федерации) и Президент.