30.12.2020

С 1-го января 2021-го года отменяется Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Это значит, что те, кто прежде использовал этот режим, должны уже были определиться с тем, на какую систему они перейдут, и подать в налоговую соответствующее заявление. Иначе с нового года их автоматически переведут на общую систему налогообложения.

Напомним: ЕНВД ввели в конце 90-х годов. Он был выходом из ситуации, когда бизнес предпочитал находиться «в тени», а налоговая из-за недостаточного развития технологий не могла получить точные данные о размере доходов предпринимателей.

ЕНВД предусматривает уплату налога не с реального, а предполагаемого дохода и применяется в отношении лишь некоторых видов деятельности, в число которых, впрочем, входят автомобильные грузоперевозки.

Правда, с ограничением: наличие в распоряжении не более 20 транспортных средств.

В принципе, ЕНВД до недавнего времени был одним из самых распространенных налоговых режимов среди мелких перевозчиков.

Изначально предполагалось, что его отменят с 2018-го года, однако на фоне усложнившихся из-за санкций и падения цен на нефть экономических условий действие режима продлили до 1-го января 2021-го года.

В этот раз предприниматели, кстати, накануне тоже неоднократно просили перенести отмену ЕНВД, отмечая продолжающиеся непростые экономические условия. В Государственную Думу даже внесли соответствующий законопроект, но его вообще не приняли к рассмотрению.

Налоговики объясняют, что ЕНВД уже порядком устарел: сейчас с развитием технологий доход предпринимателей становится видимым. А бывший глава ФНС и нынешний премьер-министр Михаил Мишустин прямо указал на то, что те, кто работают по ЕНВД, в несколько раз недоплачивают налоги.

Если в 2019-м году, по расчетам ФНС, около 2 млн. предпринимателей на «упрощенке» заплатили вместе 422 млрд. рублей, то примерно такое же количество на ЕНВД — только 65 млрд. рублей.

«Упрощенка» или патент

С отменой ЕНВД для тех, кто работал по этому режиму, предпочтительными становятся две системы налогообложения — упрощенная или патентная. Правда, такой выбор есть только у индивидуальных предпринимателей, потому что организации перейти на патентную систему не могут.

Еще одним ограничением, особенно для перевозчиков, может быть тот факт, что патент, в соответствии с Налоговым кодексом, действует на территории одного региона — там, где он приобретен. Хотя, как следует из комментариев налоговиков, тут не все так однозначно.

В разъяснительном письме Управления ФНС по Омской области указывается, что «в целях определения территории осуществления деятельности значение имеет место заключения договора, а не место нахождения заказчика».

«Если предприниматель заключает договоры на грузоперевозки в одном регионе РФ, а в другом регионе находится только пункт назначения или отправления груза по данным договорам, получать патент в другом регионе не требуется», — указывается в письме с примером перевозок по маршрутам «Омск-Москва» и «Москва-Омск». Единственное, все равно не очень понятно, действует ли патент в случае, если по дороге из Москвы в Омск груз доставляют в третий город по маршруту.

В целом же, по оценкам предпринимателей, сумма выплат по патенту сопоставима с ЕНВД.

В свою очередь, упрощенная система налогообложения предоставляет два варианта работы: налог взимается со всех поступивших на счет средств или с разницы между доходами и расходами. В первом случае Налоговый кодекс определяет максимальную налоговую ставку в размере 6%, во втором случае — в размере 15%.

Правда, во-первых, регионам, в принципе, позволительно снижать ставки, а во-вторых, многие уже это сделали на фоне ситуации с распространением коронавирусной инфекции и отмены ЕНВД.

Так, например, в Кировской области ставку по объекту «доходы» снизили до 1%, по объекту «доходы минус расходы» — до 5%. Точно такие же размеры установили в Тыве, Хакасии и Бурятии.

Впрочем, даже по пониженным ставкам сумма выплат по УСН по сравнению с ЕНВД все равно больше. А когда ставки повысят (а их повысят, потому что льготы будут действовать ограниченное время), налог рискует возрасти чуть ли не в 10 раз.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики