В течение 2020-го года перевозчики перечислили в систему «Платон» порядка 32 млрд. рублей. Такой вывод можно сделать при сравнении недавно опубликованного отчета с аналогичным прошлогодним. Что примечательно: сумма сборов в 2020-м году оказалась только на 1 млрд. рублей больше, чем в 2019-м году, хотя прежде темпы роста годовых сборов были выше.
Так, например, по итогам 2017-го года через систему собрали около 20 млрд. рублей, в 2018-м году — 23,5 млрд. рублей, в 2019-м году —31 млрд. рублей. Судя по тенденции, в 2020-м году в дорожный фонд через «Платон» должны были бы перечислить явно больше, чем 32 млрд. рублей. Тем более что в 2020-м году состоялось очередное повышение тарифа — на 16 копеек, до 2,2 рубля за километр.
Не прекращалась в прошлом году и регистрация в системе транспортных средств и перевозчиков. За год под «Платоном» начали ездить еще 149 тыс. грузовиков, а количество перевозчиков увеличилось на 73,7 тыс.
При этом, кстати, темпы регистрации автомобилей в 2020-м году даже превышают показатели 2019-го года. Впрочем, число потенциальных плательщиков в прошлом году в любом случае возросло.
Таким образом, по сумме собранных в «Платоне» средств можно сделать вывод, что ситуация с распространением коронавирусной инфекции все-таки отразилась на отрасли грузовых автомобильных перевозок.
Основное «проседание», по-видимому, случилось весной, когда были закрыты или ограничены в работе многие предприятия и в России, и в Европе. Тогда, по данным «Платона», пробег большегрузов в апреле сократился почти на 20%, а в мае — на 14%.
Однако в то же время размер дорожных сборов показывает, что впоследствии ситуация в отрасли выровнялась и падение в итоге оказалось не таким резким, как опасались в первые месяцы эпидемии.
Напомним, что весной прошлого года Правительство всерьез рассматривало возможность обнуления платы в системе, но затем отказалось от этой идеи. Решение объяснили необходимостью сбора статистических данных и мониторинга грузоперевозок. «Платон», как подчеркивали в Правительстве, единственная система, которая обеспечивает выполнение этих функций.
В целом, с начала работы в ноябре 2015-го года посредством «Платона» в дорожный фонд перечислено 127 млрд. рублей. С 1-го февраля этого года тариф в системе в рамках ежегодной индексации должен увеличиться еще на 14 копеек — до 2,34 рубля за километр.