Сегодня 23 декабря 2024

18.06.2021

Вслед за решением Госдумы отвязать оформление полиса ОСАГО от проверки техосмотра становятся заметны другие контуры стремительно разворачивающейся реформы ТО. Минтранс готовит новые меры для борьбы с мошенниками, торгующими диагностическими картами, в частности, касающиеся правил фотографирования автомобилей на пунктах техосмотра. Контроль за операторами ТО при этом передается от Российского союза автостраховщиков (РСА) в Росаккредитацию. А судьба резонансной инициативы ГИБДД о добровольности техосмотра для легковых авто пока неизвестна.

Эффективность стартовавшей реформы техосмотра обсуждалась 16 июня на круглом столе в Совете федерации (СФ). С 1 марта, напомним, введено фотографирование автомобилей на пунктах ТО, ужесточена ответственность операторов за незаконную выдачу диагностических карт, сами карты переведены в электронный вид. А 15 июня Госдума приняла закон об отмене с 22 августа обязанности при оформлении полиса ОСАГО предъявлять страховщикам диагностическую карту. Однако обязанности владельцев авто пройти ТО никто не отменял: с 1 марта 2022 года нарушителей будут штрафовать на 2 тыс. руб. (контроль с помощью камер).

Власти прорабатывают новые этапы реформы, один из них — передача аккредитации и проверок деятельности операторов ТО от Российского союза автостраховщиков (РСА) в Росаккредитацию.
Банк России обращался с этой идеей в правительство в июне 2020 года, в марте 2021 года сенатор Андрей Кутепов представил соответствующий законопроект (“Ъ” рассказывал о нем). Господин Кутепов считает, что для РСА данная функция «несвойственна» и выполняется неэффективно. Инициатива, рассказал замглавы Минэкономики Алексей Херсонцев, обсуждалась две недели назад на совещании у вице-премьера Марата Хуснуллина. «В целом он ее поддержал»,— заявил господин Херсонцев, уточнив, что уже готовится «дорожная карта». Официальный представитель вице-премьера подтвердил “Ъ”, что дано поручение проработать документ.

Замглавы Росаккредитации Дмитрий Гоголев заявил, что для проверки 5 тыс. операторов ТО ведомству понадобится увеличение штата и дополнительное финансирование ежегодно в 250 млн руб. На передачу функций, включая создание новой информационной системы, нужно примерно полтора-два года. Минтранс, ГИБДД и ряд операторов ТО идею поддержали. В РСА заявили “Ъ”, что «будут готовы комментировать принятое решение, но пока что идет дискуссионный процесс, многие вводные не определены».

В случае передачи функций, отметим, союз потеряет существенный канал доходов: аккредитация одного оператора стоит 49 тыс. руб.
Тариф может подняться до 200–240 тыс. руб., говорит знакомый с ситуацией источник “Ъ”, при передаче функции Росаккредитации.

Еще одно направление реформы ТО — борьба с мошенниками, которые торгуют диагностическими картами онлайн. Они, как рассказывал “Ъ”, научились обходить защиту, загружая в информационную систему техосмотра ЕАИСТО МВД поддельные снимки с автомобилями, якобы приехавшими на ТО. Услуга стоит 1,5–2 тыс. руб. в сети. Операторы получают рекламные рассылки от мошенников с предложениями установить специальный софт для этих целей, рассказал в среду глава «Союза автосервисов» Александр Пахомов.

МВД проблему признало: часть фейков выявляется, карты аннулируются, но процесс пока не массовый.
Уже подготовлен проект приказа Минтранса, ужесточающий правила фотофиксирования процесса ТО, заявил представитель ведомства Владимир Луговенко. К ракурсам со стороны переднего и заднего бампера по новым правилам добавится кадр сбоку, а также фото внутри пункта ТО (например, на тормозном стенде) и эксперта, осматривающего авто.

В МВД, отвечая на запрос “Ъ”, рассказали, что при выявлении в сети предложений по покупке диагностических карт (ДК) онлайн в прокуратуру направляются ходатайства о «признании данной информации запрещенной к распространению на территории РФ и блокировке доступа к интернет-ресурсам». Сколько конкретно сайтов таким образом было заблокировано, в МВД не уточнили. Если же мошенникам все уже удается загрузить в ЕАИСТО снимки с «фейковым» ТО, то проводится «проверка информации, в случае подтверждения принимается решение в соответствии с законодательством».

Результатом проверки, как правило, является аннулирование диагностических карт: с 1 марта до 1 мая аннулировано было 319 карт, более свежих данных МВД “Ъ” не предоставило.
В рамках контроля за операторами при выявлении фактов оформления ДК на автомобиль, который не приезжал на проверку, ГИБДД возбудила более 700 дел по ч. 3 и ч. 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ: для юрлиц штрафы достигают 300 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб. О конкретных судебных решениях после 1 марта пока не сообщалось.

Судьба наиболее революционной инициативы — об отмене обязательного ТО для легковых авто, не участвующих в перевозках,— до конца не ясна. 10 июня, напомним, с этой идеей выступил глава ГИБДД Михаил Черников, анонсировав соответствующие поправки к законодательству. Заявление вызвало негативную реакцию у операторов, но нашло поддержку у многих автомобилистов. Сенатор Александр Пронюшкин рассказал, что за три дня до упомянутого заявления, 7 июня, СФ получил письмо из МВД за подписью господина Черникова, в котором идея добровольного ТО признавалась «нецелесообразной».

Инициатива находится в «проработке», заявил, выступая в СФ, представитель Госавтоинспекции Сергей Чипурин.
Он заметил, что в статистике ДТП с неисправными авто «изменений в лучшую сторону» пока не наблюдается.

Напомним, что операторы техосмотра в течение нескольких лет указывали на слишком низкие тарифы на ТО, рассчитанные для регионов по устаревшей методике 2012 года (в некоторых городах цены составляют 300–500 руб.). Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в 2020 году обещала утвердить новую методику, но представитель ведомства Нелли Галимханова, выступая в СФ, сказала, что документа пока не будет: старая методика, по ее словам, «в полной мере позволяет рассчитать экономически обоснованный тариф», тем более что региональные власти должны, начиная с 1 марта 2021 года, ежегодно пересчитывать цены.

Коммерсантъ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики