Минэкономики раскритиковало проект МВД по расширению списка технических неисправностей автомобиля, за которые водители могут быть оштрафованы прямо на дороге. Ведомство назвало «необоснованным» наказание за неработающую антиблокировочную тормозную систему (АБС) и систему очистки фар. Эти поломки, по мнению Минэкономики, не угрожают безопасности дорожного движения напрямую, а положения документа «избыточны» и «приводят к необоснованным расходам». Ведомства должны урегулировать разногласия.
Проект правительственного постановления с новым «перечнем неисправностей и условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена» получил отрицательное заключение оценки регулирующего воздействия в Минэкономики (текст есть у “Ъ”). Ведомство выявило в документе «положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц».
Действующий перечень, напомним, является приложением к постановлению правительства №1090 (им утверждены правила дорожного движения). В нем указаны неисправности, при выявлении которых инспектор может применить ст. 12.5 КоАП (штраф от 500 руб.). Действующая редакция перечня признана устаревшей, в 2020 году МВД представило новую версию, которая и проходит экспертизу.
Список должен содержать только те неисправности, которые напрямую угрожают безопасности движения, указывают в Минэкономики.
Там считают, что из него надо убрать неработающую АБС (если она предусмотрена в заводской комплектации автомобиля) и неисправность фароочистителей. Нужно оставить только те неисправности, для выявления которых инспекторам не требуется дополнительное оборудование, уверены в Минэкономики. Поэтому нужно исключить также проверку «эффективности торможения» (нужны специальные роликовые стенды) и света фар (нужна площадка с уклоном не более 0,1% и специальный прибор). Теперь должно быть проведено согласительное совещание между ведомствами. По данным “Ъ”, ГИБДД изучает заключение и готова доработать свой перечень.
В Минэкономики пояснили “Ъ”, что мнения, которые легли в основу заключения, поступили от «экспертного сообщества». Однако опрошенные “Ъ” специалисты не согласны с позицией министерства. Штатный фароочиститель, объясняет эксперт по системам освещения Григорий Шухман, по действующим правилам должен быть установлен, если световой поток лампы ближнего света более 2 тыс. люмен — такая сила света, как правило, у газоразрядных (ксеноновых) и светодиодных ламп. Грязь на ярких фарах, указывает он, приводит к ослеплению встречных водителей из-за сильного рассеивания светового пучка.
Что касается АБС, то на современных автомобилях вместе с ней отключаются система динамической стабилизации ESP и другие важные функции, пояснил “Ъ” руководитель Центра контраварийной подготовки водителей Алексей Колонтай. Из-за этого машина во время торможения может сорваться в неконтролируемое скольжение с заблокированными колесами.
Неподготовленный водитель, полагая, что все остальные системы, кроме АБС, исправны, в сложной ситуации может пострадать»,— говорит Алексей Колонтай.
Отметим, что датчики антиблокировочной системы часто установлены в поворотном кулаке и выходят из строя из-за действия реагентов. В перечень нужно внести уточнение, чтобы водитель мог доехать до места ремонта без штрафа при горящей лампе, сигнализирующей о неработающей АБС, считает завкафедрой автомобилей МАДИ Андрей Иванов.
Отметим, что в рамках обсуждаемого проекта МВД предложило также вывести ПДД из-под действия постановления №2467, принятого Кабмином в конце 2020 года в рамках «регуляторной гильотины». Согласно документу, для внесения любых поправок в ПДД (в том числе для принятия нового «перечня неисправностей») документ нужно отменить и переиздать заново. МВД пыталось исключить эту норму на этапе разработки постановления, теперь добивается отдельными поправками к документу. В Минэкономики идею не поддержали.