Сегодня 24 декабря 2024

26.08.2021

Ассоциация транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) просит правительство отменить обязательное использование усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП) в картах водителей для тахографов транспортных средств. Их применяют для контроля режима работы водителей, скорости и маршрута транспорта. Устройствами оснащены все новые грузовики и часть автобусов. Из-за долгой проверки КЭП и верификации водителей на рейсах происходят задержки, а перевозчики теряют деньги, объясняют в АТЭС. Там говорят и о рисках использования КЭП в мошеннических целях. Эксперты разделяют сомнения АТЭС, но не видят очевидной альтернативы.

“Ъ” ознакомился с письмом АТЭС в правительство от 20 августа. В нем представители отрасли просят премьера Михаила Мишустина вмешаться в ситуацию с применением КЭП для авторизации водителей, работающих с тахографами. В АТЭС считают, что КЭП в тахографах могут использовать злоумышленники, например, для перепродажи собственности водителя или фиксации приема груза в электронной транспортной накладной. Также из-за применения сложной системы верификации в тахографах страдают бизнес-процессы в деятельности перевозчиков, объяснил “Ъ” президент АТЭС Тарас Коваль: «Простой автотранспортного средства только на время проверки данных в системе для выпуска КЭП может достигать пяти суток, это фактически рабочая неделя».

Оснащение транспортных средств тахографами регулируется приказом Минтранса 440 от октября 2020 года. Они предназначены для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа. Сначала тахографами начали оснащаться все грузовики полной массой более 3,5 тонны, позже — и автобусы на более чем десять пассажирских мест. Исключение составляет техника, которая не выполняет коммерческую работу по перевозке, например, спецтехника. Для авторизации водителя в системе, фиксирующей его маршрут и график работы, применяются сложные ключи шифрования и создания усиленной квалифицированной электронной подписи.

Из письма следует, что представители АТЭС приобрели карты водителя на свое имя, выгрузили из них данные о деятельности водителей, сертификаты ключей проверки электронной подписи.

Используя общедоступные ресурсы, специалистам и экспертам ассоциации не удалось проверить «квалифицированность» сертификатов и подписи данных о деятельности водителей.

В АТЭС утверждают, что на запросы по проблеме в Минцифры и Минтранс не получены ответы «по существу». Ассоциация предлагает отменить использование такой высокой степени защиты системы и перейти на упрощенный вид электронной подписи, что снизит административную нагрузку и ускорит процесс выхода водителей на рейсы. В правительстве “Ъ” подтвердили, что обращение получено и направлено для рассмотрения в Минтранс и ФСБ.

В Минцифры “Ъ” сообщили, что по итогам анализа представленных АТЭС сертификатов был сделан вывод об их несоответствии текущим требованиям, предъявляемым к квалифицированным сертификатам. КЭП обеспечивает достоверность подписываемых сведений и соответствует требованиям законодательства, отметили в министерстве. Но АТЭС вправе инициировать изменения в законодательстве, признают в Минцифре. В Минтрансе не ответили на запрос.

Эксперты в целом разделяют критику АТЭС. Процесс выпуска КЭП строго регламентирован, говорит эксперт «Контура» по логистике Владимир Порохонько, и в случае с водителями всей страны «может затянуться на неопределенный срок». «Кроме того, срок действия такой подписи обычно составляет 12–15 месяцев, и затраты на ее ежегодный перевыпуск с высокой вероятностью будут включены в стоимость перевозки, что отразится на конечной цене товара»,— добавляет господин Порохонько. Поэтому, полагает он, требование применять КЭП в данной ситуации чрезмерно.

Однако непонятно, чем ее заменить, говорит руководитель проектов НП «ГЛОНАСС» Вадим Сахонько: «Выполнить просьбу ассоциации реально, но нужна альтернативная технология».

Таковой, по мнению топ-менеджера, может быть блокчейн, но для ее внедрения требуется отдельная исследовательская работа.

Коммерсантъ

 

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики