Сегодня 25 декабря 2024

01.09.2021

С 1 сентября в России можно обжаловать штраф ГИБДД через портал госуслуг — новая услуга будет доступна как гражданам, так и юрлицам. Полицейское ведомство пришлет ответ с результатами рассмотрения жалобы в личный кабинет пользователя. При этом, выяснил “Ъ”, за доставку штрафов в электронном формате до адресатов на портале госуслуг будет отвечать АО «Почта России». Если у гражданина нет аккаунта или он не открывал сообщение в личном кабинет более семи дней, компания доставит нарушителю бумажную версию постановления.

Порядок электронного обжалования штрафов ГИБДД с дорожных камер регламентирован вступающими в силу с 1 сентября поправками к КоАП и постановлением правительства №947. Для подачи жалобы автовладельцу потребуется простая электронная подпись: ее автоматически получают пользователи портала госуслуг, имеющие подтвержденную учетную запись. “Ъ” запросил данные о количестве таких пользователей у Минцифры, но ведомство пояснений по поводу нового сервиса не предоставило. Подтвердить статус записи можно через МФЦ или банк, говорили ранее в министерстве.

В рамках процедуры обжалования граждане могут теперь направить в ГИБДД все подтверждающие их позицию материалы через портал, например копии документов, свидетельствующие о том, что транспортным средством в момент нарушения управлял другой человек.

Электронный ответ ГИБДД на жалобу поступит в личный кабинет пользователя. Представители юрлиц (например, лизинговые и каршеринговые компании) обладают такими же правами, но им необходимо подписывать жалобу усиленной квалифицированной электронной подписью. По аналогичной схеме (через портал госуслуг) теперь может происходить общение граждан и с судами, но при наличии «технической возможности».

Напомним, для обжалования постановлений ГИБДД гражданину нужно было явиться в подразделение либо направить заявление по почте заказным письмом. Граждане, получив, к примеру, ошибочный штраф в ходе поездки в другом регионе, зачастую отказывались апеллировать, считая процедуру слишком хлопотной. Некоторые подразделения ГИБДД в регионах принимали и обрабатывали жалобы через сайт gibdd.ru, хотя формально это было запрещено. Ежегодно штрафы с камер обжалуют несколько сотен тысяч человек, точную статистику в МВД по запросу “Ъ” не предоставили.

С 1 сентября у граждан также появилась возможность отказаться от получения бумажных «писем счастья» и перейти полностью на электронный документооборот с ГИБДД через портал госуслуг.

О штрафе автовладельца известят СМС, push-cообщением, электронным письмом, уведомят по другим каналам. При этом постановление будет считаться «врученным» на следующий день после поступления в систему (даже если пользователь в личный кабинет на портале не заходил). С этого момента и отсчитывается десятидневный срок на обжалование.

Если автовладелец не дал согласия получать штрафы описанным выше способом, а предпочел сохранить бумажную переписку с ГИБДД, электронное уведомление все равно сначала поступит в его личный кабинет на портале. Если в течение семи дней автовладелец не посетит кабинет, письмо отправят по традиционной почте. Если все же зайдет, портал зафиксирует действие пользователя, и электронное письмо будет считаться врученным.

Похожая опция (с возможностью отказаться от бумажных писем) действовала в рамках сервиса «Почты России» zakaznoe.pochta.ru: электронный штраф приходил в приложение пользователя. Сервисом пользуются около 9 млн человек, рассказали “Ъ” в «Почте России». Отметим, для рассылки штрафов ГИБДД гражданам регионы заключали контракты с «Почтой России». Например, мэрия Москвы тратит на это более 3 млрд руб. в год. В компании “Ъ” дали понять, что рассчитывают и дальше работать с субъектами федерации, это заложено и в постановлении правительства. «»Почта России» продолжит отвечать за доставку штрафов в электронном формате до адресатов на базе портала госуслуг,— рассказали там.— Физические копии будут направляться почтой, в частности, если пользователя нет на портале госуслуг либо он отказался получать штрафы в электронном виде, а также если сообщение не открывали более семи дней».

Вступающий в силу закон легализует действующий канал подачи жалоб, обращает внимание юрист, эксперт по безопасности движения Катерина Соловьева.

Многие подразделения ГИБДД и раньше принимали сканы подписанных заявлений, но в ряде случаев инспекторы могли по формальным основаниям отказаться делать это, пояснила “Ъ” эксперт. Для полноценного электронного обжалования, считает госпожа Соловьева, государству нужно запускать дополнительные сервисы, например возможность для автомобилистов через видеосвязь участвовать в рассмотрении жалобы. Перевод общения в электронный вид не гарантирует, что жалобу не рассмотрят формально, без тщательного исследования материалов, отмечает эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман. Новый закон, считает эксперт, упростит жизнь автомобилистам, получившим штрафы с очевидной ошибкой (например, с неправильно распознанным номером) либо если эту ошибку уже официально признали власти. ГИБДД при сбоях софта в камерах, напомним, не может сама отменить постановление — нужно заявление гражданина об обжаловании или обращение в прокуратуру.

Коммерсантъ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики