Порядок весогабаритного контроля изменился в начале 2021 года. Сергей Богатов, юрист в области грузоперевозок, признался РЖД-Партнеру, что законодатель, внедряя правила перевозки грузов автомобильным транспортом, или забыл, или не учел особенности транспортировки наливных и инертных грузов. И эта забывчивость нанесла огромный финансовый урон автоперевозчикам.
– Сергей, как рынок отреагировал на изменения правил перевозки грузов автомобильным транспортом?
– Проблема с регулированием веса груженого транспорта существует последние лет шесть, с 2015 года. Но в этом году после массового ввода автоматических комплексов весогабаритного контроля она стала для участников рынка наиболее острой.
Причем главная беда не в самих автоматических весах, а в том, что при издании нормы не учтена особенность наливных и сыпучих грузов! Большинство автоматических комплексов сертифицируются и проверяются с помощью гирь, выполняемых из металла. Взвешивание идет по каждой отдельной оси и по группе осей.
А у наливного и сыпучего груза центр тяжести во время движения смещается, и поэтому водитель не может обеспечить распределение нагрузки по осям. Жидкость, которая имеет определенную инерцию, во время движения смещается. То есть если водитель, въезжая на весы, добавил газу или, наоборот, притормозил, то жидкость пришла в движение и водитель при всем желании не может обеспечить распределение нагрузки по осям. Водителю даже не обязательно скорость менять – на движение жидкости может повлиять и множество иных факторов.
– Как много перевозчиков заявляют о такой проблеме?
– Проблема распространенная. Понятно, ко мне обращаются не все перевозчики, но у меня есть жалобы из Краснодарского края, Тульской и Костромской областей, Иркутской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Автоперевозчики оплачивали бы штраф молча, но его размер сейчас – от 100 до 500 тыс. руб.
Есть жалобы от перевозчиков молока из Тульской области. СПК «Молочный край» выкупает молоко у местных мелких производителей, заливает по нормам, даже меньше нормы, но при прохождении автоматических комплексов весового контроля все равно получает штрафы до 350 тыс. руб. Как думаете, критично ли это для перевозчика, который за один рейс зарабатывает до 5 тыс. руб.? Ефремовский молочный завод – тоже штрафы.
В Ханты-Мансийском автономном округе ситуация еще интереснее. Предприятие занимается производством и транспортировкой кислорода. Кислород – это жидкий и холодный элемент, который имеет свойство испаряться, а значит, в цистерне образуются пустоты. То есть жидкость всегда будет качаться во время движения. Полностью герметичной цистерну делать нельзя – лопнет под давлением. Ладно, штрафы обанкротят это предприятие – есть и другие производители кислорода. Так ведь и у них та же проблема!
– Если исключить банкротство, то как ситуация может развиваться?
– Есть два варианта развития ситуации. Первый – правительство вносит в постановление лишь один новый абзац – указывает: «Транспортные средства, перевозящие наливные и сыпучие грузы, подлежат взвешиванию исключительно в стационарном положении при размещении всех осей транспортного средства на весах. Снятие показаний с весов при взвешивании транспортных средств, перевозящих наливные грузы, допускается не ранее чем через 10 минут после помещения всех осей транспортного средства на весы».
Это благоприятный и самый логичный вариант. Но есть второй вариант – плохой. Ничего не меняют в постановлении. Автоперевозчики грузов разоряются и уходят с рынка. Вслед за ними уходят грузоотправители, заказывающих перевозку таких грузов, так как их перевозить будет некому.
– В январе 2020 года пресс-служба Минтранса сообщила, что к 2024-му только на региональных дорогах будет развернуто почти 400 АПВГК. То есть, по данным ведомства, для эффективного контроля за весом большегрузов пункты необходимо устанавливать через каждые 100–150 км трассы. То есть к этому моменту автоперевозчиков насыпных и наливных грузов не останется?
– Понимаете, комплексы весового контроля сами по себе не являются злом. Более того – они нужны, ведь недобросовестные перевозчики могут создавать перегруз. При правильном применении подобные комплексы помогают не только сохранять дорогу, но и рынок перевозок делать более справедливым.
Проблема-то как раз в том, что не были учтены особенности перевозки и поведения инертных и наливных грузов. Элементарно, даже если бы их только по общей массе взвешивали, уже было бы проще, хотя и это бы не учитывало особенностей тех же наливных грузов – ударные нагрузки куда денешь? И если уж изменение скорости всего на 5 км/ч на транспортном средстве, перевозящем заведомо твердый неподвижный груз, дает разницу в результатах взвешивания почти до 1 т (подсмотрено при проверке пункта весового контроля в Тульской области), то что же говорить о жидкости, которая во время движения транспорта переливается во все стороны, а в отдельных случаях еще и ударную нагрузку может создать?
По этому вопросу мы уже обращались в Минтранс, правительство РФ, жалобы ушли в Минпромторг, в Минэк и еще много куда. Пока ожидаем ответы. Одно скажу точно: указанную проблему необходимо срочно исправить, иначе перевозчики наливных и сыпучих грузов если уж не разорятся, то будут балансировать на грани банкротства.