Объем рынка коммерческих грузовых автоперевозок в России в денежном выражении на конец 2020 года составил около 1 трлн рублей. На 23% с начала года выросла средняя цена на автомобильную дальнемагистральную грузоперевозку, таковы данные цифровой платформы OBOZ и биржи грузоперевозок ATI.SU. По некоторым ключевым направлениям зафиксирован двукратный рост. Участники рынка оправдывают такой скачок восстановлением рынка после пандемии, ростом внутреннего спроса на товары, а также острым дефицитом транспорта и водителей.
Дальний Восток – лидер и роста ставок, и роста спроса
Наиболее существенный рост ставок зафиксирован на Дальнем Востоке. За последний год, с декабря 2020-го, ставка на перевозку из Амурской области возросла на 154%, из Забайкальского края – на 114%, из Приморского края – на 97%, а из Хабаровского края – на 71%, такие данные приводит ATI.SU. «Индекс актуален для полностью загруженных автомобилей 20 т, 82 м³ с разными типами кузовов (открытые, закрытые и с рефрижераторами). Участники рынка обвиняют в таком скачке китайских импортеров.
Однако ставки на магистральные грузовые автоперевозки возросли во всей России, в среднем на 23%. Но это в среднем. Автоперевозка из Москвы в Санкт-Петербург за последний год подорожала на 33%, а в некоторые пиковые периоды рост ставок доходил до 45%. Эксперты заявляют, что это не максимальный рост, за год ставка на грузоперевозку из Перми в Москву поднялась на 48%. Причем, как подчеркивает основатель и директор биржи грузоперевозок ATI.SU Святослав Вильде, статистика отражает ситуацию не только на российском рынке автомобильных грузоперевозок, но и всего мира.
«Если говорить о причинах роста ставок, то в этом году главным драйвером их роста становится именно бурное развитие онлайн-торговли. Рынок одновременно и подстегивает спрос, и сокращает предложение, поскольку водители переходят на городскую доставку», – добавляет он.
Рынка нет. Есть участники
В России 80% рынка представлены небольшими транспортными компаниями, которые имеют максимум пять машин. Но участники рынке не в силах ни докупить машины, ни обновить устаревающий автопарк, заявляют участники рынка. Во-первых, стоимость большегруза за последний год на внутреннем рынке возросла на 18%. А во-вторых, сроки ожидания доставки новой техники значительно увеличились: год назад ожидание нового магистрального тягача не превышало полгода, теперь, в 2021-м, период ожидания увеличился до 18 месяцев. И главное, в последнем участники рынка обвиняют логистические компании, из-за сбоев в глобальных цепочках поставок нарушен производственный цикл у автопроизводителей.
«Автопроизводители адаптируются к новым условиям. Они восстановят и оптимизируют собственные цепочки поставок, однако это потребует времени, и в ближайшие года три рынок продолжит испытывать на себе влияние этого фактора», – объясняет генеральный директор ГК «Обоз» Максим Колчин.
Но ладно бы нехватка техники. В 2021 году участники рынка столкнулись с острым дефицитом водителей-дальнобойщиков. Не заполнено более 20% вакансий, таковы данные Международного союза автотранспорта. По данным HeadHunter, в 2019 году в Татарстане было размещено чуть менее 6 тыс. вакансий водителей, в 2021 году потребность в дальнобойщиках выросла до 11 тыс. Такой спрос повысил вдвое заработную плату у водителей большегрузных автомобилей.
В 2021 году выросли цены на топливо. Правда, в пределах инфляции, всего 5,5%. Но цены на автозапчасти в России подорожали до 20%, и они тоже в дефиците. А еще некоторую долю оптимизма у участников рынка «отъедают» суровые погодные условия, закрытие МКАД и необходимость оформления пропусков для въезда в Москву.
«Дефицит водителей – это долгосрочная тенденция. Она сохранится на ближайшие года три. Но инфляция и ее производные (рост стоимости топлива и запчастей) — навсегда. В России инфляция только набирает обороты, в уходящем году превысила 8%», – говорит Максим Колчин.