На фоне логистического бума в 2021 году рынок грузовых автоперевозок в России вырос в физическом и денежном выражении на 10–50% в зависимости от сектора, говорят его участники. При этом в четвертом квартале компании не смогли полностью удовлетворить спрос. Объем перевозок по-прежнему сдерживают дефицит водителей, а также логистические проблемы на всех границах, усугубившиеся в последнее время из-за сложностей на границе ЕС с Белоруссией и снижения доверия к Казахстану как к транзитной стране.
«В 2021 году мы увидели восстановление рынка грузовых автоперевозок, причем опережающими темпами,— отмечает генеральный директор Globaltruck Илья Саттаров.— По нашей оценке, мы вернемся к доковидным объемам очень скоро».
По данным логистической компании AsstrA, среднегодовой темп роста рынка варьировался по ряду направлений от 30% до 40%. «Если говорить о стоимости, в ноябре 2021 года увеличение контрактных ставок по направлению из России в Германию составило 27%, из России в Польшу — 20% по сравнению с ноябрем 2020 года»,— говорит региональный директор стран СНГ AsstrA Сергей Омельянюк.
Биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU фиксирует рост количества заявок на перевозки на 46% по сравнению с 2020-м и на 59% — с 2019 годом. Впрочем, там отмечают снижение темпов роста в четвертом квартале. Рост ставок составил 21%, при этом в первой половине года они оставались стабильными, а затем начали повышаться — с 35,1 тыс. руб. в среднем во втором квартале до 45,3 тыс. в четвертом. Больше всего, по данным ATI.SU, за год подорожали перевозки из Забайкальского (на 94%), Приморского (на 69%), Хабаровского (на 56%) краев и Амурской области (на 43%). Эти же регионы являются лидерами и по росту заявок на перевозки: спрос на перевозки из Забайкалья вырос на 152%, из Приморья — на 134%, из Амурской области — на 111%, а из Хабаровского края — на 79%.
«Уходящий год стал золотым периодом для маркетплейсов — доля e-commerce продолжает увеличиваться,— говорит Фарид Мадани.— Кроме того, повысился спрос на доставку промышленных грузов в сегменте B2B, что связано с восстановлением экономики. Существует рост интереса к складской недвижимости в регионах. Если раньше ключевые распределительные центры были сконцентрированы в Москве, то теперь регионы забирают на себя эту функцию». Кроме того, увеличился спрос на аутсорсинг логистики — бизнес хочет снять с себя непрофильную деятельность, добавляет господин Мадани, отмечая и тренд на «обеление» рынка.
Руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne + Nagel в России Иван Головко оценивает рост объема перевозок грузов автотранспортом в международном сообщении в 2021 году в 10–15%. «В то же время мы отмечаем снижение количества предложений на перевозку грузов,— говорит он.— Это связано с дефицитом водителей и новой техники, антикоронавирусными мерами на границах. Такая ситуация также спровоцировала рост тарифов, наиболее значительно — во втором полугодии прошлого года».
Дефицит водителей отмечают почти все опрошенные “Ъ” участники рынка: по словам Ильи Саттарова, с ним в 2021 году столкнулось большинство крупных транспортных компаний.
Причем этот тренд присутствует не только в РФ, но и во всем мире, подчеркивает Иван Головко: «Это связано с тем, что профессия перестала быть привлекательной для молодежи, а опытные кадры либо меняют сферу деятельности в поисках более комфортных условий работы, либо уходят на пенсию».
Среди других вызовов стоит выделить рост стоимости топлива и запчастей, говорит господин Саттаров. «Ситуацию также усугубил дефицит транспорта, вызванный паузой в приобретении больших объемов грузовой техники в 2020–2021 годах,— говорит он.— В итоге в четвертом квартале спрос на перевозку существенно превышал возможности транспортных компаний по вывозу, что также сказалось на тарифах».
На рост цен повлияли и проблемы в смежных сегментах логистики. «Нестабильная ситуация, связанная с наличием порожних контейнеров и мест на судах во время пандемии, еще больше показала, насколько хрупкой является цепочка поставок от производителя, находящегося на другом конце света, до конечного потребителя,— отмечает директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов.— Перевод транспортных потоков на альтернативные мультимодальные маршруты также спровоцировал дополнительный эффект бутылочного горлышка».
В сегменте автоперевозок проблемы в 2021 году возникали и в связи с осложнением пропуска через границы.
«Периодические локдауны в странах присутствия нашей компании осложняли работу и сбивали ряд процессов на обслуживаемых грузопотоках,— говорит Сергей Омельянюк.— К примеру, из-за карантинных ограничений на российско-китайских погранпереходах Гродеково—Суйфэньхэ и Забайкальск—Маньчжурия был временно прекращен прием всех грузов, что привело к заторам и простоям на этих границах».
«Ситуация на белорусско-польской границе привела к задержкам доставки товаров, нарушению транзитных сроков, снижению оборачиваемости автопарка, результатом чего стало удорожание стоимости автоперевозок, в том числе из ЕС в Россию, и пропуск высокого сезона с потерей сверхдохода,— говорит замгендиректора по работе с ключевыми клиентами компании STALOGISTIC Александр Видинеев.— По-прежнему невозможен грузовой транзит через Украину из-за нестабильной ситуации в данной стране». На рынок автомобильных перевозок из КНР в РФ значительное влияние оказала и эпидемиологическая ситуация по COVID-19 в Маньчжурии, отмечает господин Видинеев, «в связи с которой грузопоток был перенаправлен через Монголию и Казахстан, доверие к транзиту через который снизилось из-за январских событий».