24.01.2022

Как пишет издание «Российская газета», Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела инициативу, в соответствии с которой ГИБДД может утратить полномочия по привлечению к ответственности грузоперевозчиков за превышение весогабаритных параметров транспортных средств. По крайней мере, подготовленный ранее Министерством транспорта РФ законопроект предусматривал, что такие полномочия должны полностью перейти к Ространснадзору.

«Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела инициативу, усиливающую контроль за тяжелыми и крупногабаритными грузовиками», — сообщили в «Российской газете».

Как объяснил изданию председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, «подготовленные поправки к КоАП наделяют Ространснадзор полномочиями рассматривать дела по нарушениям правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства».

На самом деле, Ространснадзор и сейчас наделен полномочиями привлекать грузоперевозчиков к административной ответственности за превышение допустимых весогабаритных параметров транспортных средств. Однако проблема в том, что к автоматической базе данных ведомство доступа не имеет. То есть, фактически, оно отстранено от развиваемой автоматической системы весогабаритного контроля и может штрафовать перевозчиков только на мобильных и стационарных (не автоматических!) постах.

В то же время за МВД закреплены все виды весогабаритного контроля. Правда, в министерстве «сетуют» на то, что у его сотрудников и так много функций, а потому не хватает ресурсов, чтобы обеспечить массовое соблюдение еще и весогабаритных параметров.

Напомним: ранее, в 2018-м году, МВД по такой же схеме (отдав полномочия Ространснадзору) освободили от контроля за оплатой проезда в рамках «Платона», после чего перевозчиков действительно стали чаще штрафовать за неоплаченный проезд по федеральным трассам и тем самым побудили их к более активной регистрации в системе.

В 2019-м году и президент РФ поручил Правительству предусмотреть поправки к Кодексу об административных правонарушениях с тем, чтобы снять часть нагрузки с МВД, в том числе и по весогабаритному контролю. Правда, соответствующий законопроект Министерство транспорта представило еще до этого поручения, однако до недавнего времени ведомство продолжало его дорабатывать.

Так, первоначальная версия документа, лишая МВД полномочий по весогабаритному контролю, распределяла их между Ространснадзором и органами исполнительной власти в регионах России: Ространснадзор должен был бы следить за перевозчиками на федеральных трассах, а власти субъектов РФ — на находящихся под их управлением дорогах регионального и местного значения.

И вот именно последнее положение вызвало критику и самих представителей местной власти, и федерального Министерства экономического развития. В частности, они обращали внимание на то, что расширение полномочий потребует увеличения штата сотрудников, в то время как сейчас, наоборот, проводится политика по кадровой оптимизации в органах государственной власти.

Кроме того, для того чтобы иметь возможность привлекать перевозчиков к административной ответственности за превышение весогабаритных параметров, представители местной исполнительной власти должны иметь право самостоятельно останавливать для проверки транспортные средства. Иначе им придется прибегать к помощи ГИБДД, а это значит, что, по сути, «весогабаритная» нагрузка на этом ведомстве все равно останется.

В итоге, в 2020-м году законопроект был доработан: в последней версии, которая опубликована на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, все полномочия по весогабаритному контролю полностью (вне зависимости от принадлежности дороги) переходят от МВД к Ространснадзору.

Кстати, что примечательно, это положение планировали ввести в силу аккурат с 1-го января наступившего года, однако к настоящему моменту документ только рассмотрен Правительственной комиссией и еще не внесен в Государственную Думу. Одной из причин задержки может быть то, что сейчас готовится новый Кодекс об административных правонарушениях и эту норму планируют сразу же внести в него, без изменения устаревшего КоАП.

По крайней мере, прежде в заключении Министерства экономического развития действительно говорилось, что предусмотреть передачу полномочий по весогабаритному контролю лучше уже в новой версии КоАП. Правда, пока не понятны даже предположительные сроки, когда обновленная версия документа начнет действовать.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики