Сегодня 23 декабря 2024

14.10.2022

С 1 марта 2023 года вступят в силу новые требования к контрольным устройствам. Что такое онлайн-тахографы и придётся ли их покупать?

В конце сентября на официальном интернет-портале правовой информации был опубликован приказ Минтранса №343, устанавливающий новые требования к тахографам. Если этот приказ вступит в силу, список требований к устройствам, устанавливаемым на транспортные средства, будет дополнен. Новые тахографы должны будут оснащаться датчиком ускорения, работающим в режиме «офлайн» и модулем связи, который включает в себя антенну и слот для SIM-карты.

Суть нововведений проста: устройство должно не только контролировать режим труда и отдыха, но и отправлять информацию о нём, подписанную электронной цифровой подписью водителя в единую автоматизированную государственную систему. Таким образом власти (пока только теоретически) смогут получить полный контроль над соблюдением РТО и дистанционно выносить штрафы за его нарушения — а возможно, и за превышения допустимой скорости.

Регламент перехода на новые тахографы ещё не утверждён. В 2020 году сообщалось, что оснащение такими устройствами будет обязательно лишь для новых машин, а те, кто уже владеет автобусами или грузовиками, смогут заменить тахографы по завершении срока службы старых устройств.
В пояснительной записке к опубликованному тогда законопроекту также подчёркивалось, что данные с онлайн-тахографов надзорным органам передаваться не будут. Возможно, эта оговорка будет действовать лишь во время «переходного периода», и в будущем, когда перевод автопарка на онлайн-тахографы завершится, перевозчиков всё же начнут штрафовать дистанционно.

«Крепостное право для водителей»

Опрошенные нами эксперты опасаются, что владельцам транспорта всё-таки придётся раскошелиться на покупку новых тахографов.

Одним из первых обратил внимание на текст нового приказа Александр Котов, председатель Межрегионального союза водителей-профессионалов. В обсуждении на форуме МПВП он назвал готовящиеся нововведения «крепостным правом для водителей». Александр Котов допускает, что рано или поздно перевозчиков обяжут заменить старые устройства на новые и в то же время подчёркивает, что условия для усиления финансовой нагрузки сегодня неблагоприятные: «весь малый бизнес дышит на ладан». По мнению главы МПВП, у многих перевозчиков просто нет денег на покупку новых тахографов.

С Александром Котовым согласен транспортный юрист Сергей Богатов.

— Переход на такие тахографы — это дополнительные траты, причём не копеечные, — объясняет наш собеседник. — Даже нынешние тахографы с СКЗИ стоят порядка 30-40 тысяч рублей. А теперь представим, что автопарк большой. Да и для «частника» 30-40 тысяч на дороге не валяются. А если новые тахографы будут стоить ещё дороже?

Сергей Богатов напоминает, что из-за отсутствия необходимой инфраструктуры (в первую очередь, охраняемых стоянок) соблюдать РТО на некоторых магистралях практически невозможно.

Даже оказавшийся под бдительным оком единой информационной системы водитель фуры, в прицепе которой находится ценный груз, скорее согласится на штраф, чем устроится ночевать на обочине.
— Конечно, проблемы с соблюдением режима труда и отдыха есть, их нужно решать. Но для этого должны быть созданы условия, в которых перевозчик сможет соблюдать РТО и ему будет выгодно это делать, — говорит Сергей Богатов.

Требования или рекомендации?

Директор группы компаний «Надёжный контакт» Максим Сухомлинов напоминает, что к ныне действующему 440-му приказу Минтранса, устанавливающему требования к тахографам, до сих пор остаётся много вопросов.

— Требования определяются техническими регламентами, приказом Минтранса они определяться не могут. По сути, это рекомендованные требования, — утверждает Максим Сухомлинов. — Приказ даже не предусматривает сертификацию. Если кто-то произведёт такой тахограф, как он его сертифицирует, подтвердит соответствие этим требованиям?

Максим Сухомлинов напоминает и о другой проблеме — дефиците чипов, который усугублён санкциями. Эксперт сомневается, что в нынешних условиях российские производители смогут наладить массовое производство онлайн-тахографов.
В целом же наш собеседник не отрицает наличия проблемы с несоблюдением РТО, но считает, что инициатива Минтранса решить её не поможет — в первую очередь, из-за юридического несовершенства разработанных ведомством приказов.

— Первые попытки разобраться с РТО начались в 2013 году, когда вышел 36 приказ. В народе его называли «три шестёрки», — вспоминает Максим Сухомлинов. — Наверное, стоит подумать о том, что раз проблема до сих пор не решена, то принцип её решения выбран неверный. Не надо быть большим аналитиком, чтобы понять: если за девять лет не смогли решить проблему, нужно что-то менять! Например, исполнителей. Хотя исполнителей поменяли, а воз и ныне там. Видимо, атмосфера в кабинетах такая.

Предприниматель отмечает, что и сегодня некоторые перевозчики оспаривают требования, предъявляемые Минтрансом к тахографам в суде и продолжают работать с контрольными устройствами, установленными производителями грузовиков.

— Их мало. Они собираются в группы, ходят в суды, отстаивают свои права. Защита прав для них — хобби, которое помогает выживать, — говорит предприниматель.

При этом Максим Сухомлинов отмечает, что большая часть перевозчиков всё же исполняет требования Минтранса, приобретая тахографы с блоком СКЗИ. Точно оценить их количество, однако, невозможно. В крупных транспортных компаниях неохотно отвечают на вопросы, связанные с тахографами. Один из крупнейших российских перевозчиков сообщил нам, что использует устройства ЕСТР: это абсолютно легально, если водитель имеет допуск к международным перевозкам, и в то же время дешевле, чем установка тахографа с блоком СКЗИ.

Если 343 приказ всё же вступит в силу, таких лазеек у перевозчиков не может не остаться, и тогда покупателям новых машин придётся смириться со «всевидящим оком», которое круглосуточно следит за водителями.

В то же время опрошенные нами эксперты допускают, что внедрение онлайн-тахографов могут отсрочить или даже отменить. Все они отмечают, что нынешняя экономическая ситуация к усилению финансовой нагрузки на бизнес не располагает.

АТИ Медиа

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики