Каждый километр проезда по федеральным трассам подорожал сегодня, 1 февраля, до 2,84 руб., сообщает Росавтодор. Участники рынка отнеслись к этой новости по-разному: одни заявляют о последней капле, которая их убьет, другие назвали расходы на «Платон» второстепенной частью затрат. РЖД-Партнер не только выслушал и тех и других, но и подсчитал их общий вклад в ремонт и содержание дорог.
Отмените «Платон»
Автоперевозчики восстали против «Платона» в момент его создания, еще в 2015-м. Год назад, в 2022-м, профессиональное сообщество создало очередное предложение об отмене платы за проезд по федеральным дорогам, документ передали в Минтранс, далее – в Госдуму, но, совершив круг по кабинетам, он вернулся с резолюцией: если систему отменят, то ежегодно дорожные фонды будут недополучать более 40 млрд руб. Чтобы сохранить источник и не нервировать профсообщество, власти пообещали не увеличивать размер платы за проезд по федеральным трассам до 1 февраля 2023 года. И вот, наконец, этот день настал. Удивительно, столь долгожданное повышение тарифа оказалось ниже прогнозного значения.
«Фактический размер платы рассчитывается ежегодно в период с 10 по 20 января с учетом публикации информации Росстата об индексе потребительских цен за предыдущий год. По данным Росстата, инфляция в России по итогам 2022 года составила 11,94%, что позволило провести индексацию платы в госсистеме «Платон» ниже прогнозного значения – повышение тарифа составило 30 коп. вместо 44 коп.», – поясняют в Росавтодоре.
С 1 февраля грузовики массой свыше 12 т за проезд по федеральным трассам будут отдавать по 2,84 руб. за каждый 1 км пробега, а до 1 февраля – 2,54 руб. Расходы на «Платон» достигают 5% в затратах перевозчиков и измеряются десятками тысяч рублей на одно грузовое транспортное средство, говорит Дмитрий Иевлев, генеральный директор «Авто-ПЭК». «Такие суммы особенно чувствительны для малого и среднего бизнеса», – добавляет он.
Более 56% перевозчиков находятся на грани выживания, гласит декабрьский опрос биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU. Отрасль вошла в крутое пике в марте прошлого года – тогда рухнули ставки на автоперевозки, а международные автоперевозчики и вовсе лишились работы. По итогам прошлого года себестоимость перевозки выросла на 16%, говорит Д. Иевлев. На ставки повлиял рост цен на автозапчасти, которые из-за импортных ограничений подорожали в некоторых случаях вдвое. В минувшем году подскочили ставки по ОСАГО. А вот ставки на услуги самих автоперевозчиков грузов растут не столь стремительно, признаются участники рынка. Автотранспортные предприятия, чтобы выйти из пике, продают бизнес вместе с фурами, диспетчерской службой и водителями. Сегодняшнее 30-копеечное повышение они просят не называть копеечным и незначительным.
«Нужно учитывать взимание платы не за всю поездку, а за каждый пройденный километр. Учитывая, что пробег за одну поездку может достигать нескольких тысяч километров, суммарные затраты на «Платон» становятся существенными», – говорит Сергей Гебель, генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры»
Настоящие герои всегда идут в обход
Уйти от обязательства оплачивать «Платон» не получится. Д. Иевлев говорит, что нет таких троп и лазеек, которые позволят водителям большегрузов объехать «Платон». С. Гебель говорит, что варианты все же есть, но водитель должен выехать на отдельную платную автодорогу.
«Поскольку платных дорог в России не так много, можно говорить о том, что грузовикам, передвигающимся между городами, избежать трат на «Платон» практически невозможно, потому что платить нужно не за какие-то специальные платные дороги, а за все общедоступные бесплатные участки федеральных трасс», – рассуждает С. Гебель.
Автоперевозки за семь лет существования системы взимания платы перечислили в Дорожный фонд порядка 200 млрд руб. На эти средства отремонтировано свыше 3 тыс. км дорог. Сегодняшнее повышение стоимости проезда пополнит бюджет еще на 4 млрд руб., что позволит построить еще 200 км дорог, подсчитал Минтранс. Однако нельзя забывать, что само обслуживание системы «Платон» обходится примерно в 10 млрд руб. ежегодно, подсчитал С. Гебель.
«Если на 100 млн руб. строят около 3 км дорог, то ежегодный объем строительства с вырученных средств незначительный. А это значит, что платежи по системе «Платон» не оказывают существенного влияния на качество содержания дорог, но при этом влекут рост издержек транспортных компаний и, соответственно, удорожание конечных услуг и товаров», – говорит юрист.
Битву с «Платоном» проиграли не только перевозчики, но и депутаты, в 2016 году в Конституционный суд подан иск с требованием проверить конституционность «Платона». Заявлялось, что «Платон» дублирует существующие налоги. Но система выжила и, скорее всего, будет собирать деньги еще много лет.