26.04.2023

На данный момент в России разрабатывается сразу несколько законопроектов, призванных систематизировать и ужесточить проведение весогабаритного контроля грузовиков. Так, в частности, Министерство транспорта РФ предлагает ввести крупный штраф за отказ пройти контроль и усилить ответственность за езду без номеров или со скрытыми или плохо читаемыми номерами. Кроме того, ведомство планирует создать единую цифровую систему, которая будет отслеживать функционирование всех весогабаритных постов в стране — как автоматических, так и обычных стационарных и передвижных.

Штраф за отказ пройти контроль

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов уже опубликован законопроект, в соответствии с которым (если, конечно, он будет принят) в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) будет введено отдельное положение, предусматривающее штраф именно за отказ остановиться для прохождения весогабаритного контроля.

Сейчас подобная статья в Кодексе присутствует (ст. 12.25), однако она является довольно общей и в целом предусматривает ответственность за отказ остановиться по требованию сотрудника МВД, Ространснадзора или ФТС. Причем штраф по этой статье на самом деле большим размером не отличается — от 500 до 800 рублей.

Как подчеркивается в пояснительной записке к подготовленному законопроекту, такая сумма никак не сопоставима с теми штрафами, которые перевозчикам грозят за несоблюдение допустимых весогабаритных параметров (эти штрафы, напомним, в зависимости от превышения варьируются от 100 тыс. до 400 тыс. рублей). Как следствие, водителям грузовиков выгоднее вовсе уклониться от контроля, чем «нарваться» на крупные денежные санкции.

В связи с этим Министерство транспорта и предлагает принять отдельную статью, содержащую ответственность именно за отказ пройти весогабаритный контроль. Наказание по этой статье должно составить: для водителя — 10 тыс. рублей и лишение права управления транспортным средством на срок до шести месяцев, для владельца грузовика — 500 тыс. рублей. То есть: больше, чем за самое максимальное превышение допустимых весогабаритных параметров.

Считается, что это должно минимизировать случаи, когда грузовик «проносится» мимо сотрудника Ространснадзора, «призывающего» его остановиться для проведения взвешивания и замеров (а доля таких нарушителей в прошлом году составила 16% от общего числа проверенных транспортных средств), ужесточить весогабаритный контроль и тем самым предотвратить досрочное разрушение дорог.

Как уточнили в Министерстве транспорта РФ, сейчас законопроект проходит согласование с другими федеральными ведомствами, а также с органами региональной власти. Так, в частности, из 42 опрошенных субъектов 33 региона поддерживают такое вот усиление ответственности, указывается в пояснительной записке.

Правда, как скоро подобный законопроект могут принять и будет ли он вообще принят, сказать пока сложно. На данный момент все еще продолжается его публичное обсуждение (оно должно завершиться завтра, 26-го апреля). Иными словами, документ еще даже не поступил на рассмотрение Государственной Думы.

Увеличение штрафа за скрытые номера

Одновременно Министерство транспорта также обратилось с предложением к МВД — ужесточить ответственность за езду без регистрационных знаков, со скрытыми или плохо читаемыми номерами.

До этого, кстати, с аналогичным запросом в Министерство транспорта обратился глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. В своем письме он подчеркивал, что «низкая эффективность» весогабаритного контроля не в последнюю очередь как раз таки объясняется тем, что водители, проезжая через автоматические посты, специально скрывают регистрационные знаки, что «не позволяет привлечь их к ответственности при прохождении контроля».

В принципе, ответственность за скрытые или отсутствующие номера действующим Кодексом уже предусмотрена (ст. 12.2): штраф в размере 5 тыс. рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от одного до трех месяцев. Однако Министерство транспорта предлагает эти санкции ужесточить.

«Минтранс России в целях повышения эффективности весогабаритного контроля транспортных средств направил в МВД России предложения об увеличении ответственности за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, или без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков, или с госзнаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих их идентификации, либо позволяющих их видоизменить или скрыть», — говорится в ответе ведомства на запрос сенатора.

Правда, каким именно может быть это увеличение, пока не уточняется.

Создать единую систему весогабаритного контроля

Кроме того, Министерство транспорта РФ сейчас работает над подготовкой законопроекта о введении в России единой автоматизированной системы весогабаритного контроля грузовиков.

Это, во-первых, должно собрать данные со всех действующих постов в одном месте, что, например, с одной стороны, упростит отслеживание нарушителей, а с другой — поможет и самим перевозчикам. Поскольку теперь регионы создают собственные отдельные информационные системы, из-за чего владельцам грузовиков, работающим в нескольких регионах России, чтобы узнать результаты автоматического взвешивания и замеров, приходится переходить от одной системы к другой.

В случае создания единой платформы все эти данные тоже можно будет найти в одном месте.

А во-вторых, такая автоматизированная система позволит эффективно контролировать работу самих постов.

Так, например, по данным Андрея Кутепова (а он ссылается на отчет Счетной палаты РФ), по состоянию на 1-е февраля 2022-го года, половина из установленных в стране пунктов весогабаритного контроля попросту не функционировала: из всех 439 постов не работали 219 (51%), а из 270 автоматических «рамок» не действовали 157 (58%).

В результате, как подчеркивает сенатор, на данный момент «каждый десятый грузовой автомобиль едет с нарушением допустимых нагрузок».

Считается, что создание единой цифровой платформы исправит сложившуюся ситуацию. «Проектируемое регулирование позволит обеспечить непрерывный мониторинг функционирования каждого из автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств», — пояснили в Министерстве транспорта РФ.

В целом, в ведомстве уточнили, что разрабатываемая система обеспечит интеграцию всех весогабаритных постов в России в единый контур, агрегацию сведений обо всех нарушениях весогабаритных параметров и информационное взаимодействие со смежными системами.

Однако, опять-таки, назвать хотя бы приблизительные сроки, когда подобная система будет внедрена, в министерстве пока не могут.

При этом, напомним, с 14-го апреля в России изменилась система штрафов за превышение допустимых весогабаритных параметров. Теперь штрафы взимаются только с владельцев грузовых транспортных средств, а размер санкций составляет ту же сумму, которая раньше применялась к юридическим лицам.

Исключение составляют лишь минимальные нарушения габаритных параметров (до 10 см), которые сейчас контролируют только на обычных стационарных (а не автоматических) постах.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики