О росте ставок на перевозку грузов автотранспортом заявляют все участники рынка. Однако величина разнится: одни заявляют о скачке в 20%, другие – о росте на 7%. РЖД-Партнер опросил участников рынка и выяснил, чего именно не хватает для рывка тарифов на перевозку.
Цена дальнобойщика бита
Стоимость автоперевозки груза определяет в основном грузовладелец, говорит Вадим Некрасов, заместитель генерального директора по снабжению и логистике Юговского комбината молочных продуктов.
«Но бывают моменты, когда машин в регионе не хватает, тогда автоперевозчики могут поднимать ставки», – добавляет он.
Ставки на рынке диктуют как перевозчики, так и грузовладельцы, признается Николай Соловьев, специалист по операционной работе Novelco.
«В определенные моменты, например в праздничные дни, во время действия ограничений на дорогах, при простоях на таможенных постах цены диктуют перевозчики, но как только рынок насыщается транспортом и предложение превышает спрос, цены начинают формировать грузовладельцы», – говорит он.
Рынок прежде всего ориентируется на общую ситуацию, внешние факторы и события. Поэтому правильнее будет сказать, что и автоперевозчики, и грузовладельцы подстраиваются под рыночную ситуацию. О такой тенденции РЖД-Партнеру говорит Олег Гайфуллин, директор по логистике и коммерции транспортной компании Delko. Небольшие колебания ставок связаны с кратковременными всплесками спроса либо в конце месяца, либо в праздничные дни, когда водители уехали отдыхать, говорит Маргарита Табунова, директор по транспортным операциям FM Logistic в России.
Цена, которую назначает грузовладелец, всегда ниже цены от автоперевозчика, признаются участники рынка. Впрочем, и доля ответственности у каждого разная. По мнению В. Некрасова, ее всегда несут автоперевозчики, а по мнению Н. Соловьева, ее участники перевозочного процесса разделяют в зависимости от условий контакта.
Перевозчики намерены растить тарифы
На рынке автоперевозок установился общий тренд на рост ставок, рассуждает М. Табунова. И этот тренд сохраняется, тарифы на авиаперевозку держатся на уровне ноября-декабря прошлого года. В феврале текущего года средний чек на перевозки увеличился почти на 12%, говорит Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли
«За последний месяц ставка выросла еще на 4,4%», – добавляет он.
Ставки растут, в I квартале 2023-го рост ставок достиг максимум 12%, если сравнивать с аналогичным периодом за прошлый год. Но этот показатель – в среднем по России. Наибольший рост ставок отмечен на дальневосточном направлении, здесь скачок достиг 28% – о такой динамике говорит О. Гайфуллин. Однако участники рынка опасаются прогнозов, как дальше поведет себя ставка. Есть те, кто считает, что ставки вырастут по итогам года еще на 30%, другие аккуратно говорят о будущей стагнации.
«На данный момент нельзя точно говорить о том, что рынок стабилен и цены зафиксированы. Они меняются исходя из складывающейся ситуации. Это применимо к перевозкам всех видов грузов – как генеральных, так и опасных», – говорит Н. Соловьев.
Стоимость зависит от выбранного маршрута доставки груза, его характера, а также применяемых по отношению к нему санкций, перечисляет Н. Соловьев условия для роста тарифа.
Росту ставок на внутрироссийские автоперевозки способствует и переориентация товаропотоков на восток, а также дефицит техники. М. Табунова заявляет, что участники рынка констатируют процесс замены выбывающей техники. Прироста автопарка нет. Вероятно усиление дефицита транспортных средств на рынке перевозок к высокому сезону, говорит М. Табунова. «Сохраняется проблема с наймом водителей, недобор достигает 20% в разных регионах», – добавляет она.