06.06.2023

«КамАЗ» и «АвтоВАЗ» предлагают поднять утилизационный сбор. С такой инициативой, как отмечает издание «Ведомости», генеральный директор «КамАЗа» Сергей Когогин и глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов выступили на коллегии Министерства промышленности и торговли. Подобный шаг, по всей видимости, должен приостановить экспансию китайской техники на российский рынок. Правда, при этом сами отечественные концерны полностью обеспечить потребности российских покупателей не могут.

«Утильсбор повышать надо», — высказался на коллегии министерства Сергей Когогин (цитата из «Ведомостей»). В ответ он даже пообещал до конца года заморозить цены на седельные тягачи и самосвалы.

По мнению генерального директора «КамАЗа», нынешний утилизационный сбор на технику массой от 20 до 50 тонн, который варьируется от 1 млн. до 1,3 млн. рублей, уже не способен сдерживать импорт иностранных автомобилей.

Таким образом, повышение утилизационного сбора, как ожидают представители отечественного автопрома, поднимет цены на китайские машины, после 2022-го года массово зашедшие на российский рынок, и тем самым укрепит на этом рынке позиции российских производителей.

Экспансия китайского автопрома

Действительно, после 24-го февраля 2022-го года на фоне санкций и ухода европейских автоконцернов российский рынок начали завоевывать китайские производители. Именно они (а не отечественные предприятия) стали заполнять освободившуюся нишу, поскольку у отечественных предприятий из-за нехватки комплектующих (тоже из-за санкций) в принципе возникли большие проблемы с поддержанием производства.

Так, например, на рынке грузовой техники, по итогам апреля текущего года, китайские компании совокупно уже взяли долю в 50,4%. При этом Sitrak, который еще в апреле прошлого года вообще не был представлен в России, сейчас занимает вторую строчку в рейтинге по продажам и держит долю в 17,5%. В то время как доля «КамАЗа» за год сократилась с 40,2% до 25,8%.

Как отмечают представители логистической отрасли, несмотря на то что к китайской технике есть немало вопросов (главное — из-за фактора неизвестности нет четкого понимания, как она будет вести себя в эксплуатации), она является довольно привлекательной с точки зрения стоимости.

Если новый европейский тягач с помощью параллельного импорта можно достать приблизительно за 18 млн. рублей, то цена китайского тягача составляет 10-12 млн. рублей. Причем она сопоставима со стоимостью российского аналога.

Повышение утилизационного сбора действительно могло бы дать преимущество для того же «КамАЗа», увеличив стоимость китайского конкурента (поскольку российским концернам утилизационный сбор компенсируется из федерального бюджета). Однако есть сомнения в том, что «КамАЗ» сможет воспользоваться полученным таким образом приоритетом.

Как пояснил недавно в комментариях Trans.ru генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев, общая потребность российских логистических компаний только в магистральных тягачах составляет 24,5 тыс. транспортных средств. В то время как российские производители могут обеспечить выпуск лишь около 10 тыс. единиц техники, да и для выпуска такого количества техники все еще остаются проблемы с импортозамещением и поставкой комплектующих.

Таким образом, повышение утилизационного сбора может привести к тому, что российские транспортные компании все равно продолжат приобретать китайские тягачи, вот только им придется делать это за большую цену.

Утилизационный сбор уже повышали

При этом стоит напомнить, что для самосвалов и грузовиков массой от 20 до 50 тонн утилизационный сбор не так давно уже повышали. С 1-го января 2023-го года его подняли в 1,35 раза. Тогда же, кстати, увеличили и сбор для прицепов и полуприцепов (в 6,25 раза) и специальной техники (грейдеры, бульдозеры, фронтальные и вилочные погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки и пр.).

Это повышение тоже объясняли необходимостью заторморзить экспансию китайских производителей на российском рынке.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики